Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Россия

Армянский монастырь Сурб-Хач - Россия


Армянский монастырь Сурб-Хач



Говоря об армянских монастырях, действовавших в Крыму, нельзя пройти стороной мимо единственного сохранившегося монастырского комплекса Армянской Апостольской Церкви на территории Украины. Конечно же, речь пойдет о монастыре Сурб-Хач, что в переводе с армянского означает «Святой Крест».

Монастырь был основан наместником тэр Степаноса в Крыму, инком Ованесом или Ованесом Себастациб I, который выступал в этой роли с 1346 по 1365 гг., а после кончины архипастыря выступал в качестве «предводителя всех Северных сторон». Согласно источникам, иноком Ованесом было создано, заказано и приобретено множество армянских рукописных книг, построено три церкви, две из них в Кафе, а третья, Святого Знамения, недалеко от Сурхата-Крыма, в монастыре Сурб-Хач, в котором он восседал. О сооружении последней каллиграф Степанос писал следующее:
«...кто [Ованес] и собирал писания многих толкователей, святыми отцами изъясненные — толкования всех богодухновенных писаний; и так как будучи книгочеем, получил все написанное и с неутолимым вожделением прочел, (то) обучался и обучал не только словом, но и достатки вкладывая в дело, в камне увековечивал выученное из святых писаний. В чем и среди множества произведений, что сотворил, основательно воздвиг в монастыре своем и храм небу подобный, распрекрасный, арочный, купольный из тесаных камней, с позолоченной лепотой, в месте непостижимом и над покоем непорочных волей Божьих и жертвенником агнца бессмертного, именуя его [храм] Святое Знамение, с пятью хоранами, девятью ступенями — по образу Верхнего Сиона, утвердив в нем служителей»

Армянский монастырь Сурб-Хач


В начале XV в. монастырь перестает быть престольным духовным центром, который перемещается в Кафу, но вместе с этим развитие монастыря не прекращается. Уже в последствии, в XVII-XVIII веках, монастырь снова становится духовным центром. На протяжении всего времени монастырь активно перестраивался, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря.

Армянский монастырь Сурб-Хач


Во время выселения христиан из Крыма в 1778 году духовенство оставляет монастырь, и уже в конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. Также известно, что монастырю принадлежала большая территория, на которой были разбиты сады, но в настоящее время всё это поросло лесом и я не смог обнаружить ни следа от былого.

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. Реставрация и раскопки начинались много раз: и в пятидесятых, и в семидесятых. Археологи обнаружили следы деятельности на протяженнее ни одного столетия, обнаружили следы пожаров, перестроек, восстановительных работ и обустройства монастыря. Последний раз раскопки велись в 1976 году.

В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возращен Армянской Апостольской Церкви. В 2008 году, на праздновании 650-летия монастыря присутствовал президент Армении Серж Саргсян и Католикос-Патриарх всех армян Гарегин II.

Развитие монастыря происходило в несколько этапов, которые мы и попытаемся проследить. Самой древней постройкой, несомненно, является сам храм монастыря, церковь Сурб-Ншан (св. Знамения), начало строительства — 1358 год. Правда, тут есть некоторые сомнения, так как сам по себе барабан, на котором была сделана надпись по которой датировали время создания храма, был установлен в более поздний срок, вероятно во время перестройки или восстановления монастыря, сама надпись содержит следующий текст:
«Сей божественный храм славы на земле — рай древа жизни он — подобие горнего неба и обиталище святой Троицы. От рождения во плоти Христа в тысяча триста тридцать восьмом году начав воздвигнут во имя святого Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов...»

Гавит к храму был пристроен ориентировочно уже в XVI в., так как самый ранний хачкар, который выбит на столбах арок гавита, датируют 1551 г. Братский корпус (или, по другому, кельи) был пристроен в 1694 году.

Что же касается дворика внутри монастыря, то он претерпел значительную перепланировку не один раз. Сам двор был расширен (до современных размеров) скорее всего после пожара, примерно в 40-х годах XVIII в. Монастырь был капитально перестроен епископом Адамом, о чем говорит и памятная плита с следующей надписью:
«Милостью божией монастырь Сурб-Хач вторично возобновлен великолепно, а также храм и наружные двери с окружающими стенами... Во времена епархиального начальника острова архиепископа Адама... Он был радетелем и виновником перестройки... Год спасителя нашего 1751, лета армянской эры 1200»
Но, это восстановление названо вторичным. Видимо, чуть раньше уже проводились какие-то восстановительные работы. Чуть позже, после пожара к монастырю пристраивают трапезную, о чем можно судить из следующей надписи на стене самой трапезной:
«Я, Саркис, повар, племянник вардапета Каракоса, служил Святому Кресту четыре года, ради спасения души своей, года 1211 (т. е. 1762 г.)»
Тут следуют немного разъяснить, видимо переводчик неверно истолковал смысл слова, которое перевёл как «повар» и следует понимать так, что Саркис являлся непосредственно строителем трапезной.

Известно, что трапезная находится над постройками, которые были сделаны ранее, в момент предыдущего перепланирования, в результате которого была несколько раздвинута граница монастыря и пристроены несколько помещений, которые в данный момент разрушены и следы их хранятся под площадкой и трапезной, к которой в конце XIX в. достраивают второй этаж. Примерно в то же самое время во дворе появляется фонтан для омовения рук и ног. Его задняя стенка является так же стеной одной из келий и из-за того, что вода создает сильную влагу, келья становится непригодной для жилья. Отсюда можно сделать вывод, что ко времени создания фонтана по крайней мере эта келья уже была не жилой и можно датировать создание фонтана промежутком между созданием братского корпуса и строительством трапезной (так как водоотвод был построен до того времени).

Два фонтана и лестницы в монастырском саду появляются примерно в XVIII—XIX вв. Также известно, что уже в XIV веке духовная школа и библиотека существовали при монастыре Сурб Хач, миниатюры которой, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.

В настоящее время монастырь активно восстанавливается. К празднованию 650-летия была проложена асфальтированная дорога, оборудована экспозиция внутри трапезной, достроен этаж, перекрыты крыши. В общем, было проведено много работы. Правда, что-то непонятное случилось с фонтанами, за те несколько раз, что там побывал с момента празднования, они то работали, то не работали, причем в случайном порядке. В последний раз, работал нижний фонтан, что очень обидно.

Рядом с монастырем находится гостиница для паломников. По-правде говоря, не интересовался, при каких условиях там можно поселиться, но могу сказать то, что в начале прошлого века она была полностью разрушена и восстановлена в 60-е года практически в том же самом виде.

Сама экспозиция музея содержит большое количество экспонатов, начиная с средних веков и заканчивая нашим временем. В храме ведется служба (поэтому с фотоаппаратом внутрь уже не пускают).

Если ехать по трассе Симферополь—Феодосия, то перед въездом в Старый Крым, сразу у мечети будет виден указатель «Сурб-Хач, 3км» и съезд с трассы. Проехав по свежему асфальту эти самые три километра, в том числе и через лес, можно без труда попасть на территорию монастыря. Там можно найти небольшую автостоянку, столики для отдыха в окружении красивого леса.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
10+7=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города России
  • Абакан
  • Абзаково
  • Адлер
  • Алтай
  • Анапа
  • Архангельск
  • Астрахань
  • Байкал
  • Банное
  • Барнаул
  • Белгород
  • Белокуриха
  • Береговое (Кастрополь)
  • Валдай
  • Великий Новгород
  • Великий Устюг
  • Владивосток
  • Владимир
  • Волгоград
  • Вологда
  • Воронеж
  • Выборг
  • Гладенькая
  • Горячий ключ
  • Гусь Хрустальный
  • Домбай
  • Ейск
  • Екатеринбург
  • Ессентуки
  • Железноводск
  • Заозерное
  • Иваново
  • Ижевск
  • Иркутск
  • Казань
  • Калининград
  • Камчатка
  • Карелия
  • Кацивели
  • Кача
  • Кировск
  • Кисловодск
  • Коломна
  • Кольчугино
  • Кострома
  • Красная Поляна
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Курск
  • Марциальные воды
  • Минеральные воды
  • Мирный
  • Можайск
  • Мончегорск
  • Москва
  • Муром
  • Мценск
  • Мышкин
  • Новороссийск
  • Орджоникидзе
  • Пенза
  • Переславль-Залесский
  • Плес
  • Приэльбрусье
  • Псков
  • Пятигорск
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Рыбинск
  • Рязань
  • Самара
  • Санкт-Петербург
  • Саратов
  • Сергиев Посад
  • Смоленск
  • Солнечная долина
  • Соловецкие острова
  • Сочи
  • Суздаль
  • Тамбов
  • Тверь
  • Тобольск
  • Тольятти
  • Торжок
  • Туапсе
  • Тула
  • Тюмень
  • Углич
  • Угловое
  • Ульяновск
  • Уфа
  • Хабаровск
  • Ханты-Мансийск
  • Чебоксары
  • Чегет
  • Челябинск
  • Шерегеш
  • Южно-Сахалинск
  • Ярославль