Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Португалия

Монастырь Санта Мария в Алкобасе - Португалия


Монастырь Санта Мария в Алкобасе



С древних времен эта местность, расположенная на слиянии источников Алка и Баса, была заселена. Археологические раскопки обнаружили здесь римские монеты, латинские надписи, фрагменты саркофагов. Монастырь Санта Мария в Алкобасе, первое аббатство ордена цистерцианцев в Португалии, основал в 1152 году король Афонсо Энрикеш I, согласно преданию, по обету, данному им перед взятием Сантарена у мавров. Строительство аббатства, образцом которого послужила архитектура ордена в Клерво, охватило период с 1178 по 1252 год.

Архитектурный ансамбль в Алкобасе включает церковь, рефекторий (трапезную), зал капитула, дормиторий (спальню), библиотеку, кухню и подсобные постройки. Высокие, укрепленные контрфорсами зубчатые стены с узкими окнами создают впечатление по-романски суровой пластики объемов. Фасад церкви выходит на городскую площадь, он значительно перестроен в 1725 году в форме барокко: массивные башни-колокольни по углам, между ними фронтонная композиция с волютами и статуей богоматери, раскрепованные линии орнаментированных карнизов, мраморные статуи свята Бенедикта и Бернарда в нишах, эффектная каменная лестница с обелисками, достигающими четырех метров в высоту. От старого готического фасада сохранились ажурная каменная роза на втором этаже и перспективный портал с шестью гладкими архивольтами арок стрельчатых очертаний.

Тем неожиданнее открывается взору внутреннее пространство храма. В плане это трехнефная базилика с трансептом, завершенная венком капелл. Интерьер сильно вытянут в длину (106 м), нефы одинаковой высоты (19,2 м), но ширина центрального нефа почти в два раза больше боковых. В узких боковых нефах-коридорах особенно ощутима устремленность ввысь стройных опорных столбов. Впечатление пространственного размаха огромной паломнической церкви усиливается тем, что ее центральный неф совершенно свободен, в настоящее время в нем нет даже многочисленных рядов скамей для молящихся. Созерцание интерьера алкобасской церкви предполагает у зрителя развитое чувство архитектурного образа. Здесь нет ничего, что отвлекало бы внимание от восприятия языка великого искусства— архитектуры. Язык этот безупречен в соотношении пропорций, в организации пространства и пластических масс, в каждом абсолютно точно найденном по месту расположения, завершенности и ритмической выразительности элементе архитектурного целого. Так воспринимаются круг розы в перспективе центрального нефа, рисунок окон в отрезках трансепта, вся композиция деамбулатория (сквозной проход вокруг хора, соединяющий боковые нефы) из девяти радиально расходящихся капелл. Естественно вписываются в отрезки трансепта прославленные надгробия короля Педро I и Инеж де Каштру.

Мастера, создавшие этот храм, сумели вернуть, впоследствии в значительной мере утраченное, чувство первозданной красоты камня, свойственное древним эпохам. Бледно-золотистый камень Алкобасы полон земной силы, природной мощи и вместе с тем одухотворен. Огромная роль принадлежит свету, ровному, спокойному, заливающему все пространство церкви и достигающему ее затененных углов.

После этого храма многие другие готические интерьеры знаменитых соборов Европы кажутся затесненными, сумрачными, не столь эстетически совершенными. Остальные монастырские сооружения решены в едином строгом стиле. Выразителен зал рефектория с его суровой гладью стен, высокими сводами, опирающимися на массивные и стройные опоры. Вырубленная в северной стене лестница с пятью арочными пролетами на тонких колоннах ведет к кафедре проповедника. Оттеняя своими легкими камерными формами мощную пластику зала, изящный архитектурный мотив красиво вписывается в его пространство.

Примыкающий с юга к церкви квадратный внутренний двор, называемый клуатром Диниша I или клуатром Тишины (1308—1311, строители Доминго Домингеш и мастер Диого), состоял первоначально, как и клуатр собора в Коимбре, из одной нижней галереи. Круглые, широко перекинутые арки охватывают здесь группу более мелких арочек, опирающихся на сдвоенные колонки. В тимпане каждой из больших арок помещено круглое углубленное окно. Массивные сводчатые обходные галереи погружены в золотистую тень. Пронизанные светом арочные проемы подобны сверкающим вставкам в толще стен. Мерный ритм арок и колонок повторяют солнечные пятна на каменном полу галерей. В движении по этим словно бесконечным анфиладам есть что-то завораживающее. Магия света и тени исчезает при выходе в открытое пространство двора. Здесь возникают новые впечатления. Двор, предназначенный для прогулок и отдыха монахов среди боскетов зелени и цветов, кажется сравнительно небольшим. Отсюда открывается целиком его архитектурная композиция. Верхняя, более плоскостная и декоративная галерея была пристроена в 1515—1521 годах. Тогда же воздвигли фонтан в северной стороне. Легкая с широкими арками верхняя галерея повторяет мотив подчинения мелких форм крупным, который господствует в нижнем ярусе. Разновременные части клуатра удачно сочетаются друг с другом, в чем проявились вкус и мастерство создателей аркады XVI века зодчего Жоана де Каш-тильо и скульптора Никола Шантерена.

Ансамбль монастыря в Алкобасе— один из прекраснейших памятников португальского искусства—знаменует утверждение новых для страны художественных принципов готики.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
5+3=
*
Введите сумму двух чисел.