В XI веке новый, романский, стиль находился еще в процессе становления: одним из самых ранних его произведений стал собор в Пизе. Венеция в художественном плане оставалась под влиянием Византии. В соборе св. Марка византийский стиль достиг такой высокой степени декоративности, какой ранее не обладал.
Венецианцы создали здание столь поразительной красоты как внутри, так и снаружи (византийские церкви обладали скромной внешностью), что справедливы слова одного из путешественников начала XIX в. Франца Грилльпарцера: «Тот, кто, стоя на площади св. Марка, не чувствует, что сердце его бьетея сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв... Тот, у кого на площади св. Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».
Собор св. Марка построили в основном к 1071 года (для XI в. это очень быстро); освятили его значительно позднее — в 1094 году, а потом в течение нескольких веков шли работы по его внутренней и внешней отделке; в XV веке собор был завершен.
Хотя Сан Марко соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока; особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок. Нигде в мире, ни на Востоке, ни на Западе, нет ничего подобного. Так проявила Венеция свою художественную уникальность уже в первом крупном творении.
Собор св. Марка представляет собой массивное здание в форме равностороннего креста, центр и концы которого увенчаны мощными, как бы вздувшимися куполами. С запада, со стороны площади, к храму пристроено преддверие (атриум, или нартекс), представляющее собой крытую арочную галерею. Фасад имеет пять входов, украшенных перспективно сокращающимися порталами с мозаиками над ними в полукружиях арок и огромным количеством некрупных мраморных колонн, расположенных в два яруса; колонны, число которых доходит до пятисот, не сделаны для собора специально, а привезены из разных мест.
Из мозаик фасада наиболее древней является крайняя левая; она сделана в XIII веке, и на ней изображена церемония внесения мощей св. Марка во храм; латинская надпись над ней гласит, что св. Марка вносят для того, «чтобы он всегда охранял венецианцев от врагов».
Центральная мозаика — «Страшный суд» — создана в XIX веке. Собор увенчан удивительно нарядным карнизом с ажурными готическими башенками. Здание построено из кирпича и облицовано мрамором; оно стоит на покрытом камнем грунте, укрепленном десятками тысяч свай из левантийского леса.
Интерьер Сан Марко производит еще более сильное впечатление. Все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4 000 кв. м; в основном мозаики относятся к XI—XIV векам.
Пол и опорные столбы облицованы цветным мрамором преимущественно темно-зеленых оттенков. Алтарная преграда высечена из темнокрасного веронского мрамора. Мощи св. Марка покоятся под главным алтарем, который украшает знаменитая Pala d”Oro («Золотой алтарь») — композиция из множества некрупных икон в роскошно орнаментированном золотом обрамлении с драгоценными камнями и эмалями, своего рода гигантское ювелирное изделие, равного которому нет в мире. Этот алтарь создан в X веке в Константинополе, в дальнейшем его неоднократно переделывали, а сохранился он в том виде, какой ему придали в середине XIV в. В соборе так много золота, что его прозвали «Золотой базиликой».
Сан Марко всегда был для венецианцев символом их города и центром общественной жизни: здесь вручали полномочия новым дожам и кондотьерам (наемным полководцам), а крыша преддверия храма использовалась как трибуна, с которой венецианские власти взирали на торжественные церемонии, происходившие на площади, когда развевались огромные яркие флаги на трех массивных, но элегантных .бронзовых флагштоках (их поставили перед собором в XVI в.).
В юго-западном углу собора, около входа во дворец Дожей, вмуровано два позднеантичных барельефа из темного порфира с изображением тетрархов — четырех правителей Римской империи конца III — начала IV в. (Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор). Венецианцы прозвали их Qattro Mori — «Четыре мавра»; легенда гласит, что их прикрепили к углу здания, после того как четыре сарацина безуспешно пытались ограбить сокровищницу собора; под ними находится назидательная надпись: «Всякий может делать и думать все, что хочет, но при этом он не должен забывать о последствиях».
Рядом с собором св. Марка, ближе к воде, расположен дворец Дожей — Палаццо Дукале. Первое здание, построенное здесь в IX веке, представляло собой крепость со стенами и башнями, со всех сторон окруженную водой. В 976 году часть знати и народ восстали против дожа Петра Кандиана IV и сожгли его резиденцию. Построили новую крепость; она сгорела в 1106 году.
В том же веке воздвигли третий дворец, причем уже не было необходимости строить его как крепость, поэтому стены и башни сооружать не стали, а ров засыпали. К началу XIV века дворец пришел в негодность, и в 1309 году его начали строить заново. В 1424 г. приступили к расширению здания со стороны суши и достраивали его вплоть до XVI века.