Помпеи - Помпеи расположены на юге Италии неподалёку от Неаполя у подножья горы Везувий. Город много веков был похоронен под 7-9-метровым слоем пепла и вулканических пород. На склонах горы Везувий зеленели виноградники и мирно шелестели листвой оливковые рощи. Казалось, ничто не напоминало людям о грозной и неукротимой силе, таившейся внутри горы. Разве лишь легенда, что передавалась из уст в уста с незапамятных времён. В ней рассказывалось, будто гиганты - сыновья богини Геи - были загнаны богами, живущими на Олимпе, в мрачное подземелье. Изредка возле Везувия сотрясалась земля, даже происходили разрушения отдельных домов. Вот тогда и всплывала в памяти окрестных жителей легенда, в которой находили объяснение подземным толчкам: гиганты, мол, хотят вырваться из мрака наружу.
24 августа 79 года, как и всегда бывает в эту пору, выдалось безветренное солнечное утро, не предвещавшее о тех страшных событиях, которым суждено было вскоре разыграться. Всё началось в час дня. Везувий ожил. Из кратера вулкана поднялся огромный столб пепла и пемзы. Его высота достигла около 20 километров. Над вершиной столба образовалась чёрная туча, закрывшая солнце. В Помпеях стало темно, как ночью. Затем сверху посыпались камни, куски пемзы, густо повалил пепел. Дома шатались, под тяжестью пемзы рушились крыши. Люди, выбегающие на улицу, накрывали головы подушками, чтобы уберечься от падающих камней. В разных частях города раскалённый пепел вызвал пожары. В панике несчастные горожане метались по своим дворам и улицам, призывали на помощь богов. Нет, не отозвались могущественные боги. Извержение вулкана продолжалось.
О погибшем городе, который был погребён в конце первого века под слоем пепла, люди забыли. Его остатки случайно обнаружил инженер Доменико Фонтана, строивший в XVI веке водопровод неподалёку от Помпей. При прокладке труб от реки Сарно рабочие встречали на месте древнего города крепостные стены, части домов, памятники. Инженер даже нашёл надпись "Помпеи", но так и не уразумел, что перед ним засыпанные городские кварталы.
Испанец Алькубиерре в 1748 году проверял действие водопровода Фонтаны. Во время инспекции Алькубиерре услышал от местных жителей, что здесь нередко находят в земле древние предметы. Любознательный испанец заинтересовался. Получив от неаполитанского короля разрешение, он с помощью двенадцати каторжников, которые были переданы ему для пользы дела, приступил к земляным работам. Это и принято считать началом помпейских раскопок. Хотя тут же следует оговориться, что затея Алькубиерре не имела никакой научной ценности. То, чем он занялся, было попросту поиском кладов. Найденное - бронзу, мрамор, куски мозаик и настенных росписей - он увозил в Неаполь, вместо того, чтобы оставлять на месте, благодаря чему можно было бы составить представление о быте, культуре и искусстве античного города.
В дальнейшем много вреда принесли Помпеям и землекопы-грабители, которые по заказу отдельных богачей выискивали различные ценности для частных коллекций. Лишь с 1868 года начались подлинно научные раскопки и восстановление города, когда во главе всех работ, проводимых в Помпеях, стал археолог Джузеппе Фиорелли. При нём прекратили добывать какие-либо экспонаты для музеев. Весь город был назван исторической ценностью. С его территории убрали горы мусора, оставленные после тех работ, что проводились ранее. Были расчищены промежутки между домами, которые уже освободились от вулканических слоёв. Пространство внутри дома Фиорелли предложил расчищать не снизу от входа, что делалось раньше (при такой расчистке часто обваливались перекрытия), а сверху вниз. Он же стал заливать гипсом те пустоты, которые образовались от сгнивших балок. По этим отливкам создавали новые балки - их помещали на прежнее место. Восстановленное строение таким образом не только принимало свой первоначальный вид, но и укреплялось. За 12 лет непрерывной работы Помпеи буквально возродились из пепла. Стройно обозначились кварталы домов, пересеченные ровными улицами и переулками. При Фиорелли за определённую плату стали пускать в древний город туристов, желающих познакомиться с архитектурой, замечательным искусством и бытом помпейцев.
Давайте же и мы побродим по возращенным улицам и площадям, заглянем в жилые здания, таверны, бани, на рынок, в казарму гладиаторов. Мы сможем полюбоваться росписями двухтысячелетней давности, мозаикой, скульптурами, изделиями из бронзы и серебра. Со стен некоторых домов на нас будут смотреть портреты их владельцев. Будьте с ними почтительны. Не забывайте - эти люди жили в первом веке! Мы увидим, как роскошь патрицианских домов будет соседствовать со скромностью маленьких коморок, в которых жила беднота.
В музее-антиквариуме перед вашими глазами предстанут гипсовые отливки горожан, нашедших свою гибель в часы катастрофы. Как же были обнаружены эти жертвы беспощадного Везувия? В разных районах города при раскопках археологам встречались пустоты в верхних слоях затвердевшего пепла. Когда их заполнили гипсом, выяснилось, что странные пустоты образовались после того, как здесь истлели в течение многих веков останки человека. По тем позам, в которых застыли погибшие люди, по выражению их лиц, а также по тем предметам, что лежали рядом, нетрудно представить произошедшее. Люди в паническом страхе устремляются на улицы. В тесноте и давке спасаются, конечно, не все. У кого-то нет сил, кто-то падает, сбитый с ног толпой. Вот женщина, прижавшая ребёнка к груди, рядом две девочки - они вцепились в одежду матери. Поблизости от них был обнаружен мужчина, ведший козу с колокольчиком на шее. Из карцера гладиаторской казармы не смогли выбраться двое арестованных. В одном из переулков археологи нашли так много заваленных пеплом людей, что назвали его улицей Скелетов... Идём по Стабиевой дороге - главной артерии города. Тротуары и мостовые выложены каменными глыбами. На перекрестке над поверхностью мостовой плиты выступают. Так сделано, чтобы во время дождей было удобно переходить дорогу.
Богатые горожане в дар своему городу построили еще в 80 году до нашей эры крытый театр Одеон. Избранные зрители смотрели здесь музыкальные и мимические представления. Театр вмещал 1500 человек. А народ попроще приходил в амфитеатр, расположенный под открытым небом. Это массивное сооружение заполнялось двенадцатью тысячами помпейцев. В глубине большой площади возвышался над всеми сооружениями самый крупный в Помпеях храм - храм Юпитера. По обе стороны от него две триумфальные арки. Правая называется аркой Нерона. А теперь посетим дом Фавна. Его так назвали из-за бронзовой статуи танцующего Фавна (бога полей, лесов и покровителя стад), которая находится на внутреннем дворике этого огромного дома. Его владельцами были разные люди, но всегда они принадлежали к знати. Одним из них был племянник римского императора - Публий Сулла. Дом скрывался за стеной с несколькими входами. Перед порогом главного входа выложено галькой слово: "Здравствуй". Правильнее сказать, это не дом, а дворец, полы которого украшали цветные мозаики. На одной из них - великолепное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием. При доме были бассейн, баня, беседка с изящным портиком. Владелец дома имел два триклиния (осенний и зимний) - так назывались помещения, где стоял стол, окруженный с трёх сторон ложами: у патрициев было принято возлежать во время еды. Оживленнейшей частью города считался форум. Здесь проходили собрания, устраивались суды, открывались ярмарки. Отсюда мы и бросим прощальный взгляд на грозный Везувий, который сегодня спокойно и величественно курится вдалеке.