Патриархальная базилика в Аквилее – объект всемирного наследия ЮНЕСКО, главное культовое сооружение города и старейший кафедральный собор патриархата Аквилеи. Коммуна Аквилея (около 3,5 тысяч человек) располагается в 40 км к югу от Удине.
В 313 году, когда Константин Великий провозгласил свободу христианского вероисповедания, епископ Теодор задумал строительство зданий, получивших название Теодорианские залы (их остатки сохранились в нефе современного здания и под фундаментом колокольни). Это был первый общественный комплекс служителей христианского культа.
Внутреннее убранство церкви, представляющей собой в плане латинский крест, сурово и торжественно. По сторонам входа расположены две богато украшенные кропильницы. Апсиды в залах отсутствуют. Семь колонн поддерживают потолок с богато украшенными кессонами. Пол представляет собой необычное мозаичное панно.
Северный зал, судя по всему, служил церковью, а южный выполнял функцию притвора, где будущие христиане готовились к обряду.
В середине 4 века северный зал был расширен. В это же время базилика была разделена на три нефа 28 колоннами и соединена с баптистерием. Снаружи появился просторный внутренний дворик. На рубеже 4–5 веков был расширен южный зал и появился современный фасад здания.
Эпоха наивысшего расцвета патриархата Аквилеи прекратилась в 452 году во время вторжения гуннов под предводительством Аттилы. Город был опустошен, а население практически уничтожено. Северная базилика, подожженная вандалами, так и не была восстановлена. Лишь в 9 веке великий патриарх Максенций, благодаря поддержке Карла Великого, начал работы по реконструкции старинных зданий.
При строительстве базилики, начатом в 811 году, был повторно использован южный зал старинного комплекса, к которому добавился небольшой трансепт и так называемая «церковь Пагано», расположенная между базиликой и баптистерием. После значительных повреждений, полученных во время землетрясения, церковь подверглась радикальной реставрации, последовавшей в 1031 году. Таким образом комплекс приобрел романские формы с заметным влиянием оттоновского Возрождения.
Кульминацией обширной строительной программы этого периода стало возведение большого патриархального дворца (который не сохранился) и внушительной 70-метровой колокольни, сложенной из массивных мраморных блоков, позаимствованных у древнего амфитеатра. Поговаривают, что она была вдохновлена знаменитым Александрийским маяком, и в дальнейшем послужила моделью при строительстве множества других колоколен.
Новое землетрясение 1348 года подтолкнуло архиепископа к новым реставрационным работам, благодаря которым появились арки центрального нефа. Последним крупным вмешательством в архитектуру здания было возведение венецианскими плотниками деревянного потолка, который сохранился до сих пор.
В глубине левого нефа находится капелла святого Амвросия. По воле миланского патриарха Раймонда делла Торре (1273–1299) она превращена в фамильный некрополь знатного ломбардского рода. Четверо делла Торре были патриархами, трое из них покоятся в капелле. На стене с распятием находится фреска, на которой изображены представители этой династии.
За базиликой расположено кладбище павших во время Первой мировой войны.