Остров Сан-Джорджо — одно из немногих мест в Венеции, в чьем духе есть нечто философское. Все-таки теснота не способствует привычке смотреть на вещи отстраненно: абстрактное мышление, в том числе философия и архитектура, никогда не было сильной стороной Венеции; скорее — чувственность, интуиция и их сестра живопись. Иное дело здесь, где вы в живительной изоляции, а во все стороны открывается вид, обостряющий разум. К тому же этот вид ничем не замутнен: здесь нет ни единого бара, ресторана или сувенирного киоска, так что можно вдохнуть немного мудрости во всей ее кристальной чистоте.
Церковь тут стояла уже в 790 году, а в конце х века был основан бенедиктинский монастырь, славившийся по всей Северной Адриатике. В 1109 году сюда были привезены реликвии святого Стефана, и с тех пор 26 декабря, в его день, церковь посещал дож. Нынешнее здание церкви Сан-Джорджо-Маджоре (San Giorgio Maggiore, официально — храм Святых Георгия и Стефана) начато Палладио в 1579-м и закончено после его смерти, в XVII веке. Это один из великих фасадов Венеции, издали заявляющих о себе, и одновременно один из самых умных: Палладио конденсирует всю историю архитектуры и историю веры, накладывая языческий греческий портик на фасад раннехристианской базилики. Получается рисунок, схема (не случайно фасад белый), замечательная именно своей чистотой и ясностью. Таков же храм и внутри — гармоничный и белый (Палладио полагал, что белый и есть цвет Бога), только здесь уже торжествуют пространство и свет. Именно в этом храме похоронен дож-интеллектуал Леонардо Дона, друг Галилея, воплощение честности и монах в миру (1612; гробница на западной стене, со статуями евангелистов работы Витториа). Он глубоко верил в то, что религию человек обретает в душе, а не в объятиях церкви, тем более Римской; именно этим объясняется официальный ответ, который он дал папскому нунцию, привезшему приказ об отлучении Венеции от церкви за административное неподчинение: «Мы игнорируем ваше отлучение, для нас оно ничто. И подумайте, что будет, если нашему примеру последуют другие».
Посещение церкви Сан-Джорджо-Маджоре пн-сб 9.30-12.30, 14.00-18.30, вс 14.00-18.30
Месса (григорианский хорал) вс 11.00
Кампанила Сан-Джорджо пн-вс 9.30-12.30, 14.00-18.30
Для большинства туристов храмом остров и исчерпывается, но за Сан-Джорджо есть еще огромный монастырь и парк — только доступ туда открыт лишь для посетителей Фонда Джорджо Чини (Fondazione Giorgio Cini). Сюда можно попасть по письму, подтверждающему ваши профессиональные интересы (фонд поддерживает исследования по истории культуры, от средневековой каллиграфии до авангардной музыки), но с 2003 года проводятся и экскурсии. Затея очень стоящая (к сожалению, во всех смыслах слова: билет обойдется в €12): монастырь Сан-Джорджо (Convento di San Giorgio Maggiore) — это коллекция архитектурных шедевров и одновременно место с почти высокогорной по душевной целебности атмосферой.
Fondazione Giorgio Cini 041 528 99 00 www.cini.it
Туры по монастырю Сан-Джорджо сб-вс 10.30-16.30 (каждые полчаса)
Когда-то монастырь был готическим, но нынешняя постройка сделана в три приема: в эпоху Раннего Ренессанса (Джованни Буора, рубеж XV-XVI веков), Высокого (Палладио, 1560-1570-е) и барокко (Бальдассаре Лонгена, XVII век). Ближе ко входу — так называемый Кипарисовый клуатр Палладио (1579). В глубине монументальный перспективный вход в трапезную, грандиозная цитата из римской архитектуры, нарисованная тем же Палладио. Саму трапезную (1561) он сделал продолжением картины Веронезе «Брак в Кане», так что монахи оказывались с Христом за одним столом (картину Наполеон увез в Лувр, в монастыре выставлена ее копия). Из Кипарисового дворика — выход на открытую барочную лестницу постройки Лонгены (1644). На втором этаже — Библиотека Лонгены, заменившая ту, что построил флорентийский архитектор Микелоццо, когда жил тут в изгнании вместе с Козимо Медичи, — работа Микелоццо сгорела. Лонгена в 1641 году переделал библиотеку, уделив больше всего внимания огромным шкафам, в которых есть нечто чудаческое, как и положено библиотеке.
Лавровый клуатр в глубине монастыря построен Джованни Буора в более архаическом романском стиле. Вокруг него здание, на втором этаже которого так называемый «Длинный рукав» (Manica Lunga) длиной 128 м — монументальный сводчатый коридор с кельями по бокам. Из его торца открывается вид на Рива-дельи-Скьявони, а из боковых окон — в сад. Помимо всего этого, на экскурсии вам покажут отдельный павильон с коллекцией шпалер, а также чуть-чуть парка и Зеленый театр — там сейчас проходит Биеннале современного танца. У его эстрады нет задника — кипарисов и лагуны за ними совершенно достаточно.
За пределами ограды монастыря, с внешней стороны церкви, вы еще можете увидеть маленькую яхтовую гавань, которую расширили и украсили в начале XIX века, когда Наполеон дал острову статус свободной торговой зоны. В посленаполеоновские времена (вплоть до Второй мировой войны) остров использовался как военная база, а в 1951 году его купил граф Витторио Чини, который создал фонд, названный именем его погибшего сына.