История дворца Барджелло, где вот уже полтора столетия располагается Национальный музей, богата, причудлива и, в некотором смысле, поучительна. Там, где некогда была тюрьма и приводились в исполнение смертные приговоры, ныне представлены во всей красе творения человеческого гения.
Дворец Барджелло, один из самых внушительных дворцов Флоренции, был построен в середине XIII столетия (правда, с тех пор замок несколько видоизменился: вначале двухэтажный, после пожара 1323 года он обрел третий этаж). Слово «барджелло» происходит от позднелатинского «bargillus», что переводится как «крепость» или «укрепленный замок». В Средние века это имя присваивалось также и так называемому «Капитану правосудия» (начальнику городской полиции), резиденцией которого и стал дворец Барджелло со дня своего основания. Во Флоренции «Капитан правосудия» обыкновенно призывался из другого города: в целях борьбы с язвой тогдашнего (да и теперешнего) общества — протекционизмом.
В 1261 году во дворце Барджелло «поселились» городской магистрат и подеста. Подеста, будучи главой администрации города, сочетал в себе функции исполнительной и судебной власти и избирался всего лишь на год. В 1574 году Медичи упразднили должность подесты и отдали Барджелло в распоряжение городской полиции. С этого времени в замке располагалась тюрьма, а во дворе его производились казни. В 1786 году, когда герцог Леопольд отменил казни, замковый двор перестал играть роль «лобного места», но тюрьма находилась в Барджелло вплоть до 1859 года.
В 1859 году, как мы уже и говорили, дворец Барджелло перестал быть тюрьмой. Теперь в нем разместился Национальный музей, известный, главным образом, своим великолепным собранием итальянской скульптуры эпохи Возрождения. Осмотр экспозиции посетители начинают с внутреннего двора Барджелло {того самого, где некогда производились казни). Из него они попадают в зал, где представлена коллекция скульптуры XIV—XVI веков. В частности, здесь можно увидеть работы Тино да Камаино («Мадонна с Младенцем») , Амманнати, Джамболоньи, а также знаменитого «Вакха» Микеланджело Буонарроти >>. Здесь же находится бюст Козимо I Медичи работы Бенвенуто Челлини.
Следующий пункт осмотра — Лоджия, где представлена скульптура XVI века (не уместившаяся в зале па первом этаже). Из нее экскурсоводы обычно ведут своих «подопечных» в бывший зал Большого совета, ныне являющийся Салоном Донателло. Здесь находится множество скульптур знаменитого мастера — две статуи Давида (в мраморе и в бронзе), статуя святого Георгия, а также великолепный «Амур-Аттис». Здесь же, помимо произведений Донателло, хранятся вещи Луки делла Роббиа, Лоренцо Гиберти и Агости-но ди Дуччо. Один из интереснейших экспонатов в Салоне Донателло — медальоны, выполненные Брунеллески и Гиберти в 1402 году для конкурса на право создания вторых ворот флорентийского Баптистерия. Брунеллески, как известно, проиграл Лоренцо Гиберти, после чего и сосредоточил свое внимание на архитектуре.
Чести «обзавестись» собственным залом во дворце Барджелло удостоился не только Донателло. В музее есть Салон Андреа дель Вер-роккьо, известного живописца и скульптора, учителя Леонардо да Винчи. Кроме работ самого Вер-роккьо, посетителей в его Салоне привлекает «Антей» Антонио дель Поллайоло. Два отдельных зала приходится также на мастеров небезызвестного семейства Роббиа — Андреа делла Роббиа и его сына Джованни.
Чрезвычайно интересен Салон дель Подеста, где хранятся ювелирные изделия и эмали, а также печати (экспозиция охватывает период от Средних веков до XVII века). На этом же этаже расположены Зал майолики и Зал слоновой кости.
Необходимо посетить еще и Капеллу дель Подеста, где в то время, когда в замке находилась тюрьма, проводили свои последние часы приговоренные к смертной казни. Стены Капеллы расписаны мастерами школы Джотто, изобразившими на них Рай, Ад и сцены из житий святых.
Что касается Пизаннелло (в Национальном музее Барджелло имеется много его медалей) , то их следует смотреть в Зале коллекции медалей Медичи. Помимо творений Пизанелло, здесь можно увидеть еще и медали Челлини, Микелоццо и других художников, пробовавших себя на медальерном поприще.
Национальный музей Барджелло по праву гордится своей коллекцией произведений Джамболоньи (Джованни Болоньи), одного из известнейших скульпторов-маньеристов. Джамболонью обыкновенно называют итальянским мастером, однако это не совсем так. Скульптор был уроженцем фландрского города Дуэ, и настоящее его имя — Жан де Булонь. В 1554 (или 1555-м) году молодой художник приехал в Рим, где, как утверждают исследователи, некоторое время учился у Микеланджело. Позднее он работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Лукке, Генуе и Болонье. Творчество Джамболоньи рассматривается современными историками искусства как переходный этап между искусством Микеланджело и Бернини. В Италии скульптор прославился конными памятниками, выразительными скульптурными группами и фонтанами с богатым декором. Известно, что в конце жизни мастер почти не работал ни с мрамором, ни с бронзой. Практически все поздние вещи Джамболоньи созданы его учениками с его восковых или глиняных образцов.