>> все страны >> Италия >> Казерта

Королевский дворец


Королевский дворец



В самом центре города Казерта расположен один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы: Королевский дворец династии Бурбонов, правивших Королевством Неаполя и Обеих Сицилий в 18 - 19 веках.

Около 1745 года молодой Карл III (1716 - 1788) принимает решение о строительстве новой королевской резиденции за пределами Неаполя. Решение было обусловлено многими причинами: Неаполь был очень уязвим для нападения со стороны моря, подвержен землетрясениям, чрезвычайно перенаселен, к тому же рельеф города не позволял разбить обширный парк. А по замыслу короля новый дворец и парк должны были ничем не уступать, но даже и превосходить самые модные и знаменитые резиденции того времени – Версаль и королевский дворец в Мадриде.

Королевский дворец


Первоначально обращаются к архитектору Николе Сальви (1697 - 1751), но тот вынужден отказаться из-за серьезных проблем со здоровьем, тогда выполнение проекта предлагают не менее известному архитектору – Луиджи Ванвителли (1770 - 1773), который тогда был занят в Риме реставрацией базилики Богоматери ангелов и мучеников (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri). Карл III испрашивает разрешение отозвать Ванвителли у папы Бенедикта XIV и тем временем приобретает у синьоров Казерты, семьи Аквавива, огромный участок земли за 489 тысяч дукатов, сумму немалую, но намного ниже реальной стоимости. Проект состоит не только из строительства дворца и обустройства парка, но и создания вокруг нового и современного города, символа мудрого и справедливого правления Бурбонов. Карл III планировал также перенести в Казерту многие государственные учреждения, а город связать с Неаполем новой прямой дорогой.

Королевский дворец


Ванвителли приезжает в Казерту лишь в 1751 году и немедленно приступает к работе, к ноябрю того же года проект уже готов. А 20 января 1752 года, в день рождения короля, состоялась торжественная церемония закладки первого камня. Разбивка парка начинается через год. Ванвителли, осознавая масштабность проекта, приглашает помощников себе из Рима: молодых архитекторов Франческо Коллечини (1723 - 1804) и Франческо Сабатини (1722 - 1797). Согласно хранящимся в архивах записям в 50-е годы 18 века на стройплощадке работают 2680 человек, среди которых местные жители, 458 охранников, 165 каторжников и 245 рабов-«турок». На самом деле «турок» означало лишь их мусульманскую веру, а родом они были большей частью из северной Африки и попадали в Неаполь через сицилийских работорговцев. Весь проект планируется завершить через 10 лет, но в 1759 году Карл III наследует испанский трон и покидает Италию. Его преемники, Фердинанд IV (1751 - 1825), Мюрат (1767 - 1815), Фердинанд II (1810 - 1859), продолжают строительство, но с гораздо меньшим энтузиазмом. В 1773 году умирает Ванвителли, и руководство строительством переходит к его сыну, Карлу. Дворец обитаем уже в 1780 году, но строительство продолжается до 1845.

Здание дворца представляет в плане прямоугольник 247 на 190 м, ориентированный по сторонам света. Внутренний двор разбит двумя корпусами, пересекающимися под прямым углом, на четыре равных прямоугольника. Удобство перемещения обеспечивается арками, сквозной галереей и радиальными проходами в центральном перекрестье. Пятиэтажное здание высотой 38 м состоит из 1 200 комнат, соединенных 56 лестницами и освещенных 1 742 окнами, площадь его помещений более 47 000 кв. м. Парадный южный фасад и выходящий на сад северный отличаются лишь немногими деталями.

В огромном здании для посещения открыты королевские покои на втором этаже южной половины здания, в северной части расположены картинная галерея, придворный театр (Teatro di Corte), Музей оперы (Museo dell’Opera) и Территориальный музей (Museo del Territorio). Пройдя по галерее до Центрального вестибюля с античными скульптурами, справа можно увидеть огромную Королевскую лестницу, выполненную из мрамора различных сортов, которая ведет к вестибюлю второго этажа: прямо – вход в Палатинскую капеллу, налево – анфилада залов. Палатинская капелла, моделью для которой послужила Королевская капелла Версаля, построена в соответствии с эскизами Ванвителли и отделана цветным мрамором и стукко, над алтарем полотно «Непорочное зачатие» Джузеппе Бонито (1707 - 1789). Капелла освещена 1784 году, во время бомбардировок 1943 года сильно пострадал алтарь, и были полностью разрушены два органа. Первые из помещений «Старых апартаментов» 18 века – Зал алебардщиков (Sala degli Alabardieri) и Зал телохранителей (Sala delle Guardie del Corpo) закончены 1785 году. Плафон первой из них принадлежит Доменико Мондо (1723 - 1826), второй из залов богато украшен стукко, а барельефы во славу военных побед выполнены Гаэтано Саломоне. Следующий зал Александра (Sala di Alessandro) декорирован уже при Мюрате и назван в честь Александра Македонского: на потолочной фреске изображено его бракосочетание с Роксаной кисти Мариано Росси (1731 - 1807).

За Залом Александра следуют собственно королевские покои: налево – «Старые апартаменты», а направо – «Новые», 19 века. Первые из залов Старых апартаментов названы по временам года и украшены фресками Феделе Фискетти (1734 - 1789) и Антонио Доминичи (1730 - 1794), на стенах зала Весны виды портов Якоба Филиппа Гаггерта (1737 - 1807). Далее расположен кабинет Фердинанда II с пейзажами Гаггерта и имитациями камей кисти Карло Брунелли и спальня, обстановка которой была сожжена после смерти короля от инфекционной болезни в 1859 году. За покоями короля начинаются комнаты королевы. Особенно интересна из них ванная в силе рококо: повсюду венецианские зеркала, мраморная ванна сделана Саломоне, стены расписаны Фискетти. В конце анфилады расположена Палатинская библиотека, устроенная в 1768 году по желанию Марии Каролины, в которой хранится более 14 тысяч томов. Для оформления залов из Германии приглашен Генрих Фридрих Фюгер (1751 – 1818), представитель нового течения – неоклассицизма. Однако потолочная фреска в первой из комнат библиотеки – карта полушарий и знаки зодиака в духе Помпей – выполнена по эскизу Ванвителли. Завершает Старые апартаменты овальный зал с коллекцией традиционных неаполитанских вертепов.

Работы по отделке Новых апартаментов в стиле ампир начаты лишь в 1806 году под руководством архитектора Джованни Паттурелли и закончены в 1845 году. Первый из залов носит имя Марса и посвящен военным доблестям, на стенах барельефы Валерио Виллареале (1773 - 1854) на сюжеты из «Илиады». Следующий зал назван в честь богини справедливости Астреи, дочери Зевса и Фемиды; позолоченные стукко также выполнены Виллареале, а фрески посвящены деяниям богини. Третий зал новых апартаментов – Тронный – самый большой во дворце – был оформлен в последнюю очередь по проекту Гаэтано Дженовезе (1795–1875). Огромная фреска 1844 года изображает торжественную церемонию закладки первого камня дворца, над стенами и окнами – портреты королей Неаполя (кроме Мюрата) и выдающихся людей королевства. За парадными залами расположены комнаты французского генерала и папы Пия IX, жившего здесь в изгнании.

Картинная галерея состоит в основном из портретов королей, челнов их семей и придворных. В северо-восточном крыле дворца находится Придворный театр – единственное из помещений дворца завершенное при жизни Ванвителли в 1769 году. Зал представляет собой точную уменьшенную копию театра Сан-Карло в Неаполе. Рядом расположен Музей оперы и Территориальный музей, экспозиция которого рассказывает о Казерте с доисторических времен, правлении Бурбонов, создании дворца. Также здесь можно увидеть эскизы и модели дворца, коллекцию предметов обихода, посуды и игрушек.

Парковый ансамбль простирается на 120 га, он вытянут на 3 км к северу от дворца по равнине до каскадных уступов гор. Территория делится на две части: раскинувшейся перед дворцом регулярный партер, от которого уходит вдаль каскад фонтанов, и ландшафтный парк в английском стиле у северной границы. Регулярный парк был частью общего проекта, созданного Луиджи Ванвителли, но осуществлен уже после его смерти сыном Карло, который старался максимально сохранить замысел отца. В итоге парк разросся на восток и запад от дворца, что значительно увеличило стоимость, и количество запланированных фонтанов каскада сократили с 19 до 6, не нарушив при этом стройность первоначальной идеи.

Западная часть партера носит название Bosco Vecchio (Старый лес), поскольку он существовал здесь еще до начала строительства. Сеть аллей и дорожек устроена так, что посетитель неизбежно оказывается у Castelluccia (Маленький замок), небольшого двухэтажного павильона в форме башни, окруженной рвом. Восьмиугольная башня, вероятно, 16 века была заново отстроена в 1769 году, как место отдыха короля после шуточных битв или охоты, на месте укрепленных бастионов в 1819 году был разбит цветник. К северу от Bosco Vecchio расположена Pescheria Grande – огромный бассейн размером 270 м на 105 м. Он снабжался водой из акведука и служил для выращивания рыбы к королевскому столу, а во время праздников здесь устраивались морские баталии. Строительство было начато в 1762 под руководством Франческо Коллечини по проекту Ванвителли. Архитектор планировал возвести в центре бассейна павильон, но в результате многочисленных изменений место павильона занял зеленый островок.

За партером начинается длинная линия каскадов и фонтанов, первый из которых, Маргарита, поражает своей простотой. Все дело в том, что его сооружение пришлось на момент чрезвычайной стесненности в средствах. За ней следует первый их четырех бассейнов, его ширина 27 м, длина 470 м, и он назван Каскад Дельфинов по имени питающего его фонтана: со скалистого уступа три колоссальных дельфина изрыгают воду, а средний из них к тому же бородат и держится за скалу когтистыми лапами. Следующий фонтан Эола одна из незавершенных композиций парка. Проект Ванвителли 1759 года и деревянная модель 1765 года состояла из фигур Эола и Юноны в колеснице, ведомой павлинами, в окружении 54 скульптур ветров. Увы, сейчас у подножия парапета и балюстрады можно увидеть лишь 28 фигур ветров, а оставшихся не у дел павлинов разместили в галереях дворца. На стенах центрального грота находятся четыре барельефа со сценами из жизни богов Анджело Брунелли. Украшают балюстраду фигуры рабов, возможно, поставленные в память о многочисленных рабах-«турках», строивших Казерту.

Над фонтаном Эола расположен второй бассейн, завершающийся скульптурной группой из каррарского мрамора, выполненной в 1783 - 1785 годах Гаэтано Саломоне, автором также и фонтана Дельфины. Сидящая в окружении наяд, тритонов и дельфинов Церера держит в руках медальон с изображением трискелиона. Следующий фонтан, Венера и Адонис, расположен уже на склоне холма и состоит из шести ступенчатых водоемов, он также выполнен Саломоне из каррарского мрамора в 1784 - 1786 годах. Богиня умоляет возлюбленного не идти на охоту, рядом с ними стоит разъяренный кабан, центральную группу окружают многочисленные нимфы и амуры.

Завершает перспективу фонтанов Большой каскад (Cascata Grande). Вода, поступавшая раньше из акведука, падает живописным водопадом с высоты 82 м в обширный бассейн, где разворачивается сцена из античной мифологии. Фонтан Дианы и Актеона открытый в 1762 году состоит из двух скульптурных групп – собирающейся купаться Дианы в окружении нимф и Актеона, на наших глазах превращающегося в оленя, которого готовы растерзать охотничьи собаки. Скульптуры размером в натуральную величину расположены таким образом, что создается ощущение реальности. С площадки у фонтана открывается великолепный вид вниз на долину и дворец, за которым в дымке виден Неаполь.

К востоку от Большого каскада на 30 гектарах расположился Английский сад (Giardino Inglese). Идея его создания принадлежит Марии Каролине Австрийской (1752 - 1814), супруге короля Фердинанда IV, которая под влиянием английского посла лорда Гамильтона решила идти в ногу со временем и устроить модный ландшафтный парк. В 1786 году для создания парка из Англии приглашен известный садовник Эндрю Грефер. Несмотря на кажущуюся естественность, большая часть растений высажена здесь как в ботаническом саду в соответствии с общим замыслом. Растения свозились из самых различных областей королевства, из других европейских стран и даже из Австралии, Японии и Китая. Грефер покинул королевство в 1798 году вместе с королевской семьей на судне адмирала Нельсона, оставив парк на попечение трех своих сыновей, которым удалось сохранить его, не смотря на все перипетии начала 19 века.

Рядом с площадкой у подножия Большого каскада находится Английский домик (Casino Inglese) – дом и лаборатория Грефера. К югу от дома несколько оранжерей, розарий и Аквариум, круглый бассейн, разделенный на секции, в каждой из которых растет редкое водное растение. Дальше к востоку простирается собственно парк в стиле романтизма, где среди зарослей встречаются античные руины и скульптуры.

На самом севере парка рядом с руинами дорического храма расположена Пасека (Aperia). Вокруг заброшенной цистерны, которую Ванвителли в начале строительства использовал как запасной резервуар, при французах разводили пчел, отсюда название сооружения. В 1826 году уже при Франциске II здесь устраивают оранжерею, а в центре подковообразной колоннады ставят статую Флоры, выполненную Солари по заказу Ванвителли еще в 1761 году. Южнее находится Криптопортик – имитация римской галереи в стиле Помпей, – который украшен статуями, найденными при здесь раскопках до 1792 года и из коллекции Фарнезе, а мозаичный пол относится к Римской империи. У портика берет начало небольшое озеро, один из заливов которого носит название Купальня Венеры, статую богини также выполнил Солари в 1762 году. Дальше ручей образует второе, большее озеро, где на одном из островков виднеются «развалины» римского храма, колонны которого заимствованы из Помпей. У южной границы сада можно увидеть ротонду и лабиринт.

Королевский дворец Казерты с парком, акведук Ванвителли и комплекс Сан-Леучо в 1997 году были включены в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник : cult-turist.ru




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
Комментарий:
10+10=
*
Введите сумму двух чисел.





  • Города Италии
  • Абано Терме
  • Абруццо
  • Агридженто
  • Акви Терме
  • Алассио
  • Алессандрия
  • Альба
  • Альба Адриатика
  • Альба ди Канацеи
  • Альбенга
  • Альберобелло
  • Альбиния
  • Альгеро
  • Альта Бадия
  • Альта Валтелина
  • Альта Версилия
  • Амальфи
  • Амальфитанское побережье
  • Анакапри
  • Ангьяри
  • Андало
  • Андора
  • Анкона
  • Анцио
  • Аоста
  • Априка
  • Апулия
  • Арабба / Мармолада
  • Арбатакс
  • Арбореа
  • Аренцано
  • Ареццо
  • Арцакена
  • Ассизи
  • Асти
  • Ашеа Марина
  • Бавено
  • Бадези
  • Байя Домиция
  • Байя Сардиния
  • Бардолино
  • Бардонеккья
  • Бари
  • Бассано-дель-Граппа
  • Беллариа - Иджеа Марина
  • Беллария
  • Бельджирате
  • Беневенто
  • Бергамо
  • Бибионе
  • Болонья
  • Больцано
  • Бонассола
  • Бордигера
  • Боржио Верецци
  • Борка ди Кадоре
  • Бормио
  • Брешиа
  • Бриндизи
  • Брунико
  • Брюссон
  • Будони
  • Валле-Изарко
  • Валь Гардена
  • Валь ди Соле
  • Валь ди Фасса
  • Валь ди Фьемме
  • Валь-д Аоста
  • Валь-ди-Суза
  • Вальтурнанш
  • Варацце
  • Варезе
  • Венето
  • Венецианская Ривьера
  • Венеция
  • Вернацца
  • Верона
  • Виа-Латтея
  • Виареджио
  • Виесте
  • Виетри Суль Маре
  • Вико Экуенсе
  • Вилласимиус
  • Витербо
  • Виченца
  • Габичче Маре
  • Гаета
  • Галлиполи
  • Гальциньяно Терме
  • Генуя
  • Гольфо Аранчи
  • Гольфо деи Поэти
  • Градо
  • Грессоней Сен-Жан
  • Гроссето
  • Дезенцано дель Гарда
  • Джардини Наксос
  • Джойоза-Мареа
  • Диано Марина
  • Доломитовые Альпы
  • Золда
  • Иглезиас
  • Изео
  • Изола Росса
  • Империя
  • Искья
  • Казальвелино
  • Казерта
  • Кала Гононе
  • Калабрия
  • Кальтаджироне
  • Кальяри
  • Камайоре
  • Камольи
  • Кампания
  • Кампо Карло Маньо
  • Кампобассо
  • Канацеи
  • Канниджионе
  • Каорле
  • Капри
  • Каррара
  • Кастель Волтурно
  • Кастельфранко-Венето
  • Кастиадас
  • Кастильоне-делла-Пескайя
  • Катандзаро
  • Катания
  • Кашана Терме
  • Кверчета
  • Колле ди Вал д"Элза
  • Конельяно
  • Корнилья
  • Кортина д`Ампеццо
  • Кортона
  • Коста Смеральда
  • Криспьяно
  • Кронплац
  • Купрамариттима
  • Курмайор
  • Кьюзи
  • Кьянти
  • Кьянчано Терме
  • Ла страда деи Сантуари
  • Ла Туиль
  • Лацио
  • Ле грацие
  • Левико Терме
  • Леричи
  • Ливиньо
  • Ливорно
  • Лигурия
  • Лидо ди Езоло
  • Лидо ди Камайоре
  • Лидо Ди Фонди
  • Линьяно
  • Лоди
  • Ломбардия
  • Лукка
  • Ля-Туиль
  • Л’Акуила
  • Мадезимо
  • Мадонна ди Кампильо
  • Майори
  • Манарола
  • Мантуя
  • Марина Ди Варкатуро
  • Марина ди Кастаньето Кардуччи
  • Марина ди Масса
  • Марина ди Петрасанта
  • Марина ди Рагуза
  • Марина ди Сибари
  • Мармолада
  • Маростика
  • Мартинсикуро
  • Масса
  • Массароза
  • Матера
  • Маттината
  • Мерано
  • Местре
  • Мизурина
  • Милан
  • Милано Мариттима
  • Модена
  • Монселиче
  • Монсуммано Терме
  • Монтальчино
  • Монте Роза
  • Монтегротто-Терме
  • Монтекатини Терме
  • Монтепульчано
  • Монтериджиони
  • Монтероссо
  • Монтиньёзо
  • Монца
  • Моэна
  • Неаполитанский залив
  • Неаполь
  • Неттуно
  • Новара
  • Нора
  • о.Искья
  • о.Сицилия
  • озеро Гарда
  • озеро Комо
  • озеро Маджоре
  • Озеро Орта
  • Ольбия
  • Орвьето
  • Остров Пальмария
  • острова Эльба
  • Отранто
  • Павия
  • Падуя
  • Палау
  • Палермо
  • Палинуро
  • Парма
  • Пассо Тонале
  • Пезаро
  • Пейо
  • Перуджия
  • Пескичи
  • Пестум
  • Петриоло
  • Пиенза
  • Пиенца
  • Пиза
  • Пила
  • Пинцоло
  • Пистойя
  • Позитано
  • Полту Куату
  • Помпеи
  • Понца
  • Порто Ротондо
  • Порто Черво
  • Порто Эрколе
  • Портовенере
  • Портоново
  • Портофино
  • Потенца
  • Прайано
  • Прато
  • Пре-Сен-Дидье
  • Предаццо
  • Принчипина а Маре
  • Прочида
  • Пула
  • Пунта-Ала
  • Пьемонт
  • Пьетрасанта
  • Пьяно ди Сорренто
  • Пьяченца
  • Равелло
  • Равенна
  • Рагуза
  • Раппало
  • Ривьера ди Улиссе
  • Ривьера-ди-Леванте
  • Ривьера-ди-Поненте
  • Рим
  • Римини
  • Риомаджоре
  • Рисконе
  • Риччоне
  • Сабаудия
  • Савона
  • Салерно
  • Сан Бартоломео
  • Сан Бенедетто Дель Тронто
  • Сан Винченцо
  • Сан Джулиано Терме
  • Сан Кашано дей Баньи
  • Сан Мартино Ди Кастроцца
  • Сан Теренцо
  • Сан Феличе Чирчео
  • Сан-Джиминьяно
  • Сан-Ремо
  • Санта Маргарита ди Пула
  • Санта Маргерита Лигуре
  • Санта Мария ди Леука
  • Санта Чезария Терме
  • Санта-Тереза-Галлура
  • Сардиния
  • Сассари
  • Селла Ронда
  • Серавецца
  • Сестола
  • Сестри Леванте
  • Сестриере
  • Сиена
  • Сиракузы
  • Сирмионе
  • Соз д`Уль
  • Сорренто
  • Соттомарина
  • Сперлонга (Ривьера ди Улиссе)
  • Стаццема
  • Телларо
  • Термальные курорты
  • Терме ди Петриоло
  • Терме ди Сатурния
  • Террачина
  • Тиррения
  • Торре Канне
  • Торторето
  • Тоскана (Версилия)
  • Тосканская ривьера
  • Трани
  • Тревизо
  • Тренто
  • Триест
  • Турин
  • Удине
  • Умбрия
  • Урбино
  • Фалькаде
  • Фаэнца
  • Феррара
  • Финале Лигуре
  • Флоренция
  • Фоджа
  • Фолгария
  • Форио
  • Формия
  • Форте Вилладж
  • Форте дей Марми
  • Фриули-Венеция-Джулия
  • Фуроре
  • Фьюджи
  • Фьяскерино
  • Циттаделла
  • Чезенатико
  • Червиния
  • Червия
  • Четара
  • Чефалу
  • Чиветта
  • Чинкве Терре
  • Чинкуале
  • Эмилия Романия – Марке
  • Южный Тироль

  • Австрия
    Андорра
    Бельгия
    Болгария
    Великобритания
    Венгрия
    Германия
    Греция
    Грузия
    Дания
    Египет
    Израиль
    Индия
    Испания
    Италия
    Кипр
    Китай
    Мальдивы
    Мальта
    Марокко
    Монако
    Нидерланды
    Норвегия
    ОАЭ
    Португалия
    Россия
    Сан-Марино
    Сейшелы
    Словакия
    Словения
    Тунис
    Турция
    Украина
    Франция
    Хорватия
    Черногория
    Чехия
    Швейцария
    Швеция
    Япония
    все страны мира

  • Виды отдыха


  • Пляжный
    Горнолыжный
    Образовательно-познавательный
    Бизнес-туризм
    Дайвинг
    Лечебно-оздоровительный
    Экскурсионный
    Выходного дня
    Детский
    Новогодний
    Экзотический
    Экстремальный
    Круиз
    Экологический
    Паломнический

    Крым Буковель Красная Поляна Домбай Приэльбрусье Сочи Геленджик