Королевская вилла находится в 800 метрах на север от кафедрального собора. Построена она по желанию императрицы Марии Терезии Австрийской, после того как за ее сыном Фердинандом Австрийским закрепился титул правителя Ломбардии. Монца была выбрана в качестве места для эрцгерцогской виллы за чистоту воздуха и живописность окрестных земель, а также потому, что она служила символом связи между Веной и Миланом, находясь на пути к имперской столице.
Строительство началось в 1777 году под руководством архитектора Джузеппе Пьермарини и завершилось в сравнительно небольшой срок, три года. Вилла служила загородной резиденцией для эрцгерцога Фердинанда вплоть до прихода войск наполеона в 1796 году. В 1805 году Евгений Богарне, став вице-королем Итальянского королевства, сделал виллу своей постоянной резиденцией, после чего она стала называться королевской. Между 1806 и 1808 годами по его желанию вокруг виллы и ее садов был разбит парк площадью 750 гектаров, который предназначался для агрикультурной деятельности и для охоты. После падения Наполеона в 1815 году сюда вернулись австрийцы, и вплоть до 1859 года королевская вилла принадлежала Савойскому дому. Особенно дорога она была королю Умберто I (сыну Виктора Эммануила II), который подолгу здесь жил, по его приказу здесь были украшены многие комнаты. В 1900, во время церемонии закрытия спортивных игр, проходивших в Монце, Умберто был застрелен. После печального инцидента новый король Виктор Эммануил III не захотел использовать королевскую виллу, закрыл ее и перенес большую часть предметов ее обстановки в римский президентский дворец Квиринал. В 1934 году он передал виллу коммунам Монцы и Милана, во владении которых она находится до сих пор. После Второй мировой Войны вилла была разграблена, и лишь в недавнее время здесь начались реставрационные работы.
Декор фасада довольно строг, он состоит из тимпанов, колоннад и рельефных рам, которые оформляют поверхности здания виллы гаммой легких контрастов. Стилистические особенности виллы кроме соображений вкуса продиктованы и политическими мотивами: венский двор при помощи роскошной архитектуры демонстрирует свою власть и могущество. Рационализм и строгость пронизывают весь проект виллы, они проявляются также в организации внутренних помещений. В плане здания просматриваются принцип функциональности, например, коридоры проложены так, чтобы вести к группам помещений, предназначенных для определенных целей.
На бельэтаже виллы расположены представительские залы, апартаменты Умберто I и королевы Маргариты Савойской. Перед виллой разбит английский сад, также спроектированный Пьермарини. Королевская капелла украшена статуями, лепниной и несколькими картинами итальянских художников 18 века. Несколькими десятилетиями позже самой виллы были пристроены ротонда, расписанная видным итальянским неоклассицистом Андреа Аппиани, и театр, построенный уже при Наполеоне виднейшим архитектором итальянского неоклассического движения Луиджи Каноника. В 1790 году к югу от основного здания виллы были пристроены масштабные оранжереи, в которых в 20 веке был разведен большой розарий.