Коллегиальная церковь святого Секонда (100 метров на запад от площади Альфьери) относится к древнейшим храмам Асти и посвящена святому покровителю города. Считается что, она стоит на месте, где легендарный патриций из Асти Секонд принял мученичество за веру (в период правления императора Адриана, около 119 года нашей эры) и был похоронен.
Точная дата основания церкви неизвестна, но она упоминается в исторических документах уже в 10 веке. Именно тогда первая церковь была расширена, а с 11 века церковь уже играла большую роль в политической и экономической жизни города. В 1256 году началось строительство нового здания, продолжавшееся до второй половины 14 века, а от старого осталась только романская колокольня. В 15 веке церковь вновь расширили, пристроив к нефу один пролет и реконструировав фасад.
Церковь имеет три нефа, из которых центральный имеет наибольшие размеры и оканчивается пятиугольной в плане апсидой. Левый неф имеет в своем завершении плоскую апсиду, а правый – полукруглую. Фасад имеет типичную для средневековой архитектуры трехчастную двускатную структуру. В центре – большая роза с ренессансными элементами в декоре. Боковые порталы выполнены в ренессансном стиле в 16 веке, а центральный портал создан уже в 18 веке, но образует стилистическое единство с другими элементами храма.
В глубине церкви, справа от пресвитерия, находится украшенная фресками капелла святого Секонда – жемчужина пьемонтского барокко. Капелла содержит небольшую музейную экспозицию местных культурно-исторических ценностей, включающую коллекцию знамен со скачек Палио, проводимых в Асти между 1700 и 1870 годами. На них изображены святой Секонд на коне и гербы Савойской династии. В коллекцию также входят древнейшие в Асти красно-белые флаги 17 века с изображенными на них сценами из жизни святого Секонда.
Слева от входа виднеются две арки из камня и кирпича, которые остались здесь от предыдущего здания, разрушенного с целью расширения храма. Во втором пролете левого нефа расположено ценнейшее живописное полотно 16 века «Рождество со святыми» работы неизвестного мастера. В следующем пролете можно увидеть полиптих «Поклонение Волхвов» (15 - 16 век), написанный Гандольфино да Рорето. Этому же художнику принадлежит картина «Мадонна Лорето», находящаяся в правом нефе. В правом нефе также можно увидеть фрагменты фресок 14 - 15 века, некоторые из которых приписывают художникам семьи Заваттари – знаменитым мастерам 15 века. В пресвитерии привлекают внимание резные хоры 17 века и алтарь, выполненный из разных сортов мрамора, в центре которого установлена статуя святого Секонда.