Собор Салерно посвящён апостолу Матфею, считающемуся покровителем города, и Богоматери ангелов. Собор стоит в исторической части города, на площади piazza Alfano I.
Роберт Отвиль, по прозванию Гвискар, в 1077 году захватил лангобардское княжество Салерно. Некоторое время Салерно считалось столицей южных владений норманнов. В 1080 - 1085 годах по приказу Гвискара в городе был построен собор. В 1084 году храм был освящён папой Григорием VII. Кстати, год спустя папа был похоронен именно в соборе Салерно. Собор был построен на месте раннехристианской церкви, возведённой, в свою очередь, на месте языческого храма. Традиционно считается, что это была церковь Богоматери ангелов, но исследователи полагают, что церковь Богоматери ангелов была расположена восточнее. Во время строительства собора были, якобы, вновь обретены мощи святого Матфея, погребенные в Салерно в 954 году. Находка подстегнула строительство и придала ему больший размах.
В последующие столетия храм неоднократно перестраивался. Многие работы были продиктованы необходимостью устранения последствий землетрясений. Масштабные работы были проведены после землетрясения 1688 года неаполитанскими архитекторами Джамбаттистой Буратти, Арканджело Гульельмелли и Фердинандо Санфеличе. Результатом этих работ является внутреннее убранство собора и новый свод. В остальном, зданию удалось сохранить свой изначальный романский облик.
Собор святого Матфея, как и базилика в Монтекассино, является трёхнефным. Нефы собора удлинены. Трансепт имеет три апсиды (уникальный случай для центральной и южной Италии в средние века). Перед зданием расположен квадрипортик.
Высокий главный фасад собора с монументальной лестницей выполнен в стиле барокко (1767, Исидоро Санчес де Луна). Он заменил фасад в романском стиле с 12 полукруглыми ступенями. От романского фасада остались фигуры львов в основании портала: лев и львица с львёнком. В одной местной легенде рассказывается, что однажды, во время сарацинского набега, статуи львов ожили и не позволили врагам войти в собор. Также сохранился резной архитрав портала. Люнет украшен фреской 17 века с изображением святого Матфея, заменившей повреждённую мозаику 1290 года.
Главный портал ведёт в широкий атриум, обрамлённый квадрипортиком. Квадрипортики собора в Салерно и базилики святого Амвросия (Милан) – единственные примеры романских квадрипортиков, сохранившихся до нашего времени. Колонны, поддерживающие полукруглые арки, - римского происхождения. Декоративные элементы, украшающие портики, выполнены из вулканического камня. Прекрасные галереи второго яруса портика с бифорами и пентафорами (окнами с пятью створками, разделенными небольшими колоннами) специалисты считают точкой отсчёта, от которой берёт начало так называемая средиземноморская архитектура. Примечательна бронзовая дверь, ведущая в собор. Она изготовлена в Константинополе (1099). Дверь состоит из 54 пластин, украшенных византийскими крестами и изображениями святых. Сейчас дверь имеет цвет, характерный для старинной бронзы, - зелёный, но когда-то она была покрыта золотом и серебром. В средние века двор перед собором с драгоценной дверью называли Раем. В центре атриума, образуемого квадрипортиком, установлен фонтан – старинная купель. В галереях портика можно видеть памятные таблички и саркофаги, восходящие к римскому периоду.
С южной стороны квадрипортика расположена колокольная башня, построенная в арабо-норманнском стиле. 52-метровая колокольня, как свидетельствует надпись на табличке на южной стене баши, была построена в 1137-52 годах. Колокольная башня состоит из четырёх квадратных ярусов, над которыми поднимается тибурий (в данном случае – небольшая цилиндрическая башенка) с невысоким куполом. Нижние ярусы выполнены из травертина, верхние – из более легкого кирпича. В квадратных ярусах открываются бифоры. Тибурий украшает орнамент из 12 переплетающихся полукруглых арок. Орнамент подчёркивается контрастом светлых и тёмных облицовочных материалов.
Всё здание имеет чёткие, гармоничные пропорции. Длина трансепта равна 15,8 м, длина собора - 79 м (т.е. соотношение 1:5). Ширина собора – 31,6-31,8 м, т.е. соотносится с длиной трансепта 2:1. Высота собора достигает 23,70 м, что составляет 1,5 от 15,8. Глубина главной апсиды – 7,9 (т.е. ½ от 15,8), глубина боковых апсид – 3,85 (т.е. ¼ от 15,8).
Внутреннее пространство храма разделено на три нефа. Некоторые исследователи предполагают, что, возможно, изначально церковь была пятинефной. Над главным нефом поднимается цилиндрический свод. Перекрытия над трансептом выполнены в виде фермы. Нефы завершаются деревянными хорами, по сторонам которых расположены два резных амвона (1180, 1195). Амвоны поддерживают византийские колонны, украшенные инкрустациями из цветного камня. Отделка амвонов (скульптуры, капители, мозаика и т.д.) сделана в византийском стиле и перекликается с подобными образцами из Палермо. На полу в алтарной части, в хорах, в трансепте сохранилось мозаичное покрытие (первая половина 12 века). Среди надгробий левого нефа следует обратить внимание на надгробие Рожера I Борсы, сына Роберта Гвискара, и на надгробие королевы Маргариты Дураццо, супруги короля Неаполя из Анжуйской династии, Карла III. Оригинальное мозаичное покрытие стен сохранилось в правом нефе, правой апсиде и на стене у входа (изображение святого Матфея с евангелием). Мозаики в других апсидах были выполнены мастерами равеннской мозаичной школы в середине 20 века. По сторонам нефов расположено по шесть боковых капелл с алтарными образами 18 века.
Из ризницы собора можно попасть в сокровищницу собора. В сокровищнице хранятся серебряная статуя покровителя города, святого Матфея; статуи мучеников из Салерно (13 век, серебро) и папы Григория VII; деревянная статуя святого Иосифа. 21 сентября, в день покровителя города, эти статуи торжественно проносят по центральным улицам города. Также в сокровищнице собраны различные предметы культа, реликварии. В ризнице же находится и вход в музей собора. Среди различных фрагментов и предметов внутреннего убранства собора можно полюбоваться салернскими пластинами из слоновой кости – резными пластинками со сценами из Старого и Нового завета. Неизвестны ни мастера, ни заказчики, ни точное назначение этих резных пластинок, первое упоминание о которых датировано 16 веком. Тем не менее, тонкая работа, несомненно, заслуживает внимания. Когда-то эти пластины украшали алтарь собора.
Пространство крипты собора делится колоннами на три нефа с капеллами. Апсиды крипты соответствуют апсидам собора. Такая планировка крипты была характерна для Европы и северной Италии, но весьма необычна для южной Италии.
Убранство крипты было переделано в барочном стиле в 1680 году (Доменико Фонтана). Стены крипты облицованы мрамором (1763), потолок расписан в стиле позднего маньеризма (1606-08, Белизарио Коренцио). В крипте находятся мощи святого Матфея и мучеников из Салерно, а также усыпальница местных епископов. На надгробии святого Матфея установлена бронзовая статуя святого с двумя ликами (1605, Микеланджело Наккерино). Рядом с захоронениями мучеников из Салерно – часть колонны, на которой, если верить легендам, они были обезглавлены. Согласно преданию, колонна приобрела красноватый оттенок от их крови, а если приложить к ней ухо, то можно услышать пульсацию крови.
С собором в Салерно связана «Легенда о бедном Генрихе» - один из любимых сюжетов немецких менестрелей. Немецкий принц Генрих был силён, прекрасен и помолвлен с юной принцессой Элизой, но внезапно заболел проказой. Сам Дьявол явился ему во сне и посоветовал обратиться к знаменитым лекарям из Салерно (в Салерно в 11 веке уже функционировала первая в Европе медицинская школа), заметив также, что больному помогло бы купание в крови девушки, которая согласилась бы добровольно умереть ради него. Элиза была согласна, но Генрих не принял такую жертву. Он отправился в Салерно. Перед тем, как предстать перед лекарями, он зашёл в собор, помолиться у останков святого Матфея. Чудесным образом юноша исцелился, и вскоре там же, в соборе, состоялось его венчание с Элизой.