Кафедральный собор, посвященный Вознесению Богоматери, был построен в так называемом стиле «паданской романики» (вариация романского стиля, присущая провинциям Паданской равнины) на месте церкви святой Иустины 9 века, разрушенной в 1117 году землетрясением. В его конструктивном решении прослеживается сильное влияние таких знаковых архитектурных памятников долины реки По, как соборы Модены и Пармы.
В 1122 году епископ Альдо деи Габриэлли заложил первый камень в фундамент нового собора, который строился в три этапа. На начальной стадии (1122 - 1155) были возведены внешние стены и нефы, в 1179 - 1235 годах был пристроен трансепт и апсида, в 14 веке завершена колокольня, в которой разместился баптистерий святых Екатерины и Урсулы. В 16 веке была переделана верхняя часть фасада. В 17 столетии собор претерпел еще большие видоизменения: удлинен пресвитерий и находящаяся под ним крипта, добавлены новые алтари, стены украшены барочной лепниной, сбитой в 19 веке в целях придания собору первоначального романского облика.
Особый интерес представляют богато декорированные порталы собора с двухъярусными балдахинами на колоннах с фигуративными капителями, базами для которых служат фигуры львов и атлантов. Все три портала украшены скульптурой, рельефными композициями и резьбой с растительными и зооморфными мотивами.
Левый портал называется «Райскими вратами», поскольку через него выносили из собора усопших, и его скульптурный декор (преимущественно созданный в 12 веке) посвящен теме искупления. Балдахин держится на атлантах, олицетворяющих ад (слева) и чистилище (справа), в центре внешнего архивольта, декорированного розетками, помещен агнец, символ рая. По бокам от агнца находятся рельефы, представляющие сцену Благовещения. На архитраве, по бокам от которого помещены фигуры грешников, представлены сцены «Благовещения», «Встречи Марии и Елизаветы», «Рождества», «Поклонения младенцу», «Благая весть пастухам», «Поклонения волхвов».
От оригинального романского декора среднего портала сохранился лишь внешний архивольт на балдахине с изображением знаков зодиака, олицетворяющих время. Архитрав был выполнен пьячентинским скульптором Асторри, проиллюстрировавшим чудеса, сотворенные Христом: «Исцеление слепого», «Превращение воды в вино», «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Исцеление расслабленного», «Воскрешение Лазаря» (1900). В люнете находится фреска того же времени «Вознесение Богоматери» работы Эудженио Чистерна.
Атланты, держащие балдахин правого портала, олицетворяют теологию (атлант, сидящий на орле, символе святого Иоанна Богослова) и философию (атлант со скрещенными ногами, сидящий в позе мудреца). На балдахине помещены фигуры пророков. Архитрав украшает «Введение во храм», «Бегство в Египет», «Крещение Христа» и три сцены искушения Христа в пустыне (голодом, гордыней и верой). По бокам от архитрава находятся сцены «Каин убивает Авеля» и «Изгнание из рая».
С левой стороны позади фасада виднеется квадратная в плане колокольня из красного кирпича, украшенная аркатурным поясом и пилястрами и открывающаяся вовне квадрифориями. На конусообразном шатре установлена фигура ангела работы Пьетро Ваго (1341).
План собора представляет собой латинский крест, внутреннее пространство поделено на три нефа мощными цилиндрическими колоннами, несущими романские полуциркульные арки, центральный неф перекрыт стрельчатыми сводами. Над пресвитерием, приподнятым над находящейся под ним криптой, возвышается высокий восьмигранный барабан.
В интерьере сохранились интересные образцы романской пластики 12 века. Над замковыми камнями арок центрального нефа помещены рельефы с изображением святой Иустины (покровительницы Пьяченцы), святой Христины, Мадонны с младенцем, святой Кандиды и святой Павлины (слева) и пророков (справа). Особый интерес представляют «панели гильдий», врезанные прямо в стволы колонн нефа и пресвитерия. На них изображены ремесленники за работой, принадлежавшие корпорациям, пожертвовавшим средства на строительство церкви (красильщики, торговцы тканями, сапожники, кожевники, извозчики, пекари). Колонны и пилястры собора украшают разнообразные капители, в большинстве своем находящиеся на значительной высоте. Исключение составляют капители пилястр западной стены собора, на которых представлено «Мученичество святого Стефана» и «Давид и Голиаф». Колонны крипты также украшают антропоморфные и зооморфные капители.
К позднеготическому периоду относятся резные деревянные хоры работы братьев Джованни и Джакомо Дженовези ди Бартоломео (1470), а также расположенный за главным алтарем раскрашенный и позолоченный деревянный полиптих, увенчанный статуей Богоматери, выполненный в 1477 году пьячентинскими мастерами Антонио Бурленго и Бартоломео да Граппало.
Стены собора покрывают величественные фрески 14-17 веков. Зону пресвитерия украшают фрески Богородичного цикла, выполненные в начале 17 века художниками болонской школы Камилло Прокаччини и Лодовико Карраччи. Купол тогда же был частично расписан ломбардским мастером Мараццоне и приглашенным после его смерти Гверчино.