Кафедральный собор Матеры был построен в 1270 году. Он находится в центральной части Сасси на скалистом холме, который перед началом строительства был искусственно увеличен, чтобы еще больше возвысить собор и сделать его видимым со всех точек города и прилегающих сельских зон. Здание собора представляет собой великолепный пример апулийского романского стиля и содержит также множество элементов других стилей. Его экстерьер насыщен средневековой религиозной символикой.
Главный фасад собора обращен в сторону западного района старого центра Сассо Баризано. На большом портале, окруженном растительным декором, установлена статуя Богоматери делла Бруна, покровительницы Матеры. В нишах по бокам от портала – статуи меньших по рангу покровителей города, святых Евстафия и Теописта. Эти статуи были созданы в 16 веке лучшими мастерами региона эпохи Возрождения. Выше портала можно видеть большую розу, состоящую из множества маленьких колонок и аркад; она олицетворяет колесо фортуны. Еще выше расположена скульптурная композиция, изображающая архангела Михаила, убивающего змия, в окружении фигур, изображающих различные социальные классы средневековой Матеры: богач (справа), ремесленник (слева), знатный вельможа (внизу). Четыре колонны и двенадцать полуколонн на вершине фасада символизируют четырех евангелистов и двенадцать апостолов, в то время как многочисленные фигуры, украшающие различные архитектурные элементы (например, консоли двух боковых окон), представляют собой поучительное напоминание о нравственных несовершенствах, которые угрожают правоверному христианину. Например, сирена на левом окне олицетворяет опасность греховных желаний и страстей, а орел, пожирающий животное (на верхней консоли), напоминает о возможности быть поглощенным грехами.
Квадратная в плане колокольня собора достигает в высоту 52 метров. Она разделена на два уровня карнизом. Нижняя часть состоит из трех ярусов, каждый из которых украшен элегантными двойными окнами; верхняя часть имеет меньшую толщину и увенчана шатровой крышей, на которой установлена сфера с крестом. В колокольне – семь колоколов, звон которых слышен в каждом уголке старой части города.
План собора имеет форму латинского креста, центральный зал разделен на три нефа полукруглыми арками, установленными на резные каменные капители десяти колонн. В 1627 году собор был декорирован лепниной и другими украшениями в барочном стиле, в а 1776 году карнизы и лепнина были покрыты позолотой. Центральный неф выше боковых и его освещают десять окон; он был накрыт деревянным потолком в 18 веке, а в 19 веке потолок украсили тремя картинами. Особое внимание стоит обратить на византийскую фреску 1270 года, на которой изображена Богоматерь делла Бруна с благословляющим Младенцем. Она расположена над первым алтарем в левом нефе. Второй алтарь посвящен святому Иоанну из Матеры, здесь хранятся его мощи, а над третьим алтарем расположена картина с изображением святой Анны, выполненная в 1633 году бенедиктинским монахом. Вторая с конца капелла была сооружена во времена возрождения, она украшена красивым кессонным сводом. Последняя капелла содержит ценный рождественский вертеп, который был выполнен Альтобелло Персио в 1534 году и считается лучшим произведением мастера. Его же руке принадлежит роскошный каменный алтарь со скульптурами, помещенный в левом рукаве трансепта.
Большой алтарь был реставрирован в 1627 году, над ним висит картина, изображающая Богоматерь среди святых, выполненная Фабрицио Сантафеде. В апсиде установлены великолепные хоры из орехового дерева, украшенные резьбой (середина 15 века). Справа вверху – большой орган, в котором для извлечения звуков используется две тысячи труб. Над первой дверью правого нефа расположено полотно 16 века, изображающее Богоматери Благодати со святыми Иларием и Иоанном из Матеры. Над второй дверью – картина середины 17 века с изображением святого Каэтана. Одной из наиболее интересных достопримечательностей собора является раскрытая во время реставраций 20 века фреска «Страшный Суд» 14 века, расположенная справа от центрального входа. В средние века подобные росписи покрывали большую часть стен собора.