Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Италия >> Лукка

Кафедральный собор - Италия , Лукка


Кафедральный собор



Кафедральный собор, посвящённый святому Мартину, находится в центре Лукки, на площади святого Мартина (piazza San Martino).

По легенде, строительство церкви связано с именем святого Фредиана (6 век). Фредиан был луккским епископом примерно с 560 года; он умер в Лукке в 588. Для церкви было выбрано место чуть вдали от центральной части тогдашнего города. Предполагается, что на месте, где сейчас стоит собор, был так называемый епископский комплекс. Он включал в себя несколько церквей с различными функциями. На площади располагался баптистерий, рядом была церковь святой Репараты, ещё одна церковь занимала место нынешнего собора. Вблизи находились и другие здания комплекса.

Кафедральный собор


В 8 веке церкви святого Мартина был присвоен статус собора. Вероятно, это решение было принято по политическим мотивам. На смену лангобардам пришли каролингские правители, тесно сотрудничавшие с папой. Церковный центр из церкви святой Репараты (сейчас – церковь святых Иоанна и Репараты), где была расположена первая резиденция луккских епископов, был перенесён в собор святого Мартина. В собор в 780 году были перемещены реликвии – мощи святого Регула. В связи с новым статусом были начаты работы по расширению и украшению храма.

Кафедральный собор


В 1060 году по инициативе луккского епископа Ансельма да Баджо (он же - папа Александр II, понтификат 1061 - 1073) была начата полная перестройка собора. В 1070 году собор был освящён. Сохранившийся бюст епископа Ансельма можно видеть в музее собора. Пятинефная церковь базиликального типа в плане имела романский облик. Крыша была выполнена из дерева. Уже с 9 века имеются сведения о портике собора. Он несколько раз перестраивался.

Переломным моментом стала перестройка портика и фасада, осуществлённая Гвидетто да Комо (начало 13 века). Мастер успел поработать в Пизе и привнёс новые архитектурные черты: под влиянием пизанского романского стиля зародился «второй стиль» - луккский романский стиль. Часто этот стиль также называют луккско-пизанским. Для этого стиля характерно декоративное использование ордерных элементов, аркад, «полосатый» мрамор (обычно чередование белого и зелёного). Луккскому варианту свойственно богатое использование декоративной резьбы, инкрустации; ему присущи особенно причудливые формы колонн.

Павел Муратов в «Образах Италии» описал особенности луккского стиля так: «Это явление, известное под именем «преждевременного возрождения», обнаружилось впервые в Пизе. Но здесь, в Лукке, пизанская архитектура так привилась и разрослась, что с полным правом может считаться местной особенностью. Как давно замечено художественной критикой, пизанский стиль потерял в Лукке первоначальную чистоту и ясность. Он был перегружен множеством ненужных деталей и затемнён стремлением к излишней нарядности и крайней выразительности. <…> Пожалуй, здесь не так повинна сама Лукка, как то время, в которое было выстроено большинство луккских церквей. Почти все они выстроены в тот момент, когда «тосканский проторенессанс» уже начал клониться к западу, и в нём тогда, как это бывает в своё время со всяким искусством, бледнеющая сущность стала прикрываться внешним богатством и нагромождением частностей. Есть ещё и другое объяснение этой излишней цветистости здешней архитектуры 12 и 13 веков. Бесчисленные украшения, сложные детали, затейливая пластическая орнаментация, целые горы тонко обработанного камня и мрамора – всё это говорит о пробуждении нового и сильного чувства, о непреодолимом стремлении навстречу новому и неизведанному искусству ваяния. В этом отношении Лукка и Пистойя даже опередили Пизу на несколько десятков лет. Существовавшие в этих городах «мастера каменных дел» и многолюдные артели резчиков создали школу, в которой воспиталась пизанская скульптура. Остатки их обширной деятельности и сейчас ещё многочисленны в Лукке. Таинственных предшественников Николы Пизано можно хорошо изучить на рельефах, связанных с легендой о патроне города св. Мартине, украшающих фасад собора, и на целом ряде рельефов в других церквах…».

Сразу же после переделки портика и фасада были начаты работы по перестройке апсидальной части. Возможно, работы были вызваны проседанием грунта. В ходе этих работ собор был удлинён. Пространство было разделено на три нефа с трансептом. Несколько раз работы приостанавливались и возобновлялись. В разгар 14 века с использованием камней и мрамора старинной церкви всё ещё велись работы по строительству апсидальной части в романском стиле.

Новый этап начался с освобождением Лукки от пизанского гнёта (1372). Почва под зданием продолжала проседать, требовалась очередная реконструкция. Одним из руководителей работ в соборе был назначен Франческо Гуиниджи. Предполагается, что по его приглашению непосредственно со строительства собора во Флоренции в Лукку прибыли флорентийские мастера. Работы с остановками и переделками затянулись до 1390 года. Реконструкция под руководством Антонио Пардини да Пьетрасанта (1395-1419) придала собору его нынешний облик.

Главный фасад собора возведён в луккско-пизанском романском стиле (начало 13 века). Источником вдохновения для архитектора Гвидетто да Комо послужил пизанский собор, архитектор добавил также оригинальные декоративные элементы, заложившие основу луккского варианта этого архитектурного стиля. В первом ярусе фасада открываются три широкие арки портика. Под сводами портика была установлена скульптурная группа «Святой Мартин отдаёт свой плащ бедняку», датируемая 1233 годом. Сейчас оригинал скульптуры хранится внутри собора, снаружи стоит копия. Люнеты над порталами и простенки между порталами, расположенными за арками, украшают барельефы работы мастерской Гвидетто («Мученичество святого Регула», «Цикл месяцев», «Эпизоды из жития святого Мартина»). Над порталом левого нефа расположено «Эпизоды из детства Христа» и «Снятие с креста» работы школы Николы Пизано (около 1260). Арки портика опираются на мощные пилястры. Фасад собора асимметричен. Одна из арок портика была сужена при возведении колокольни. Над портиком расположены три яруса аркад. Аркады – главный декоративный элемент луккско-пизанского стиля. Фронтон фасада так никогда и не был завершён. Мраморные колонны аркад украшает причудливая резьба. Боковые фасады собора с высокими контрфорсами и готическими окнами относятся к 14 веку. В 1308 - 1348 годах были выполнены трансепт и апсида. Своды в готическом стиле были возведены в 1374 - 1476 годах.

Примыкающая к фасаду колокольня была возведена в 13 веке. Колокольная башня имеет ломбардские черты. Снизу вверх увеличивается количество частей окон: от монофоры до четырёхчастного окна. Над окнами располагаются, словно кружево, декоративные орнаментальные арки. Верх колокольни увенчан зубчатой короной.

Пространство собора делится пилястрами на три нефа с трансептом. Внутреннее убранство свой практически окончательный облик приобрело в конце 16 – начале 17 века.

Внутри собора примечательна эдикула святого Лика. Восьмиугольная мраморная эдикула возведена в 1482 - 1484 годах Маттео Чивитали. Святой Лик представляет собой драгоценное деревянное распятие, выполненное в византийской манере (11-12 века). Однако, по народному преданию, распятие сделано из ливанского кедра Никодимом, членом Синедриона и тайным учеником Христа. Ангелы помогали Никодиму воспроизвести черты лика Христа. Долгие столетья Лик хранился в глубокой тайне, но затем был доверен волнам: в открытом море была выпущена лодка, куда положили Лик. Избежав встречи с пиратами, лодка с распятием причалила к побережью Луни. Лик положили в телегу, запряжённую бычками, позволив животным самим избрать направление. Бычки привезли распятие в Лукку. С тех пор оно не покидало города. Образ очень почитаем, и по сей день к нему стекаются паломники. Каждый год 14 сентября, в день Святого креста, в соборе проходят торжественные празднества. В праздничные дни святой Лик украшается золотым убранством, хранящимся в остальные дни в музее собора.

Одна из главных достопримечательностей собора, а, по мнению некоторых, и всего города - надгробный памятник Иларии дель Карретто. Надгробие из мрамора выполнено великим итальянским скульптором Якопо делла Кверча (1406 - 1408). Молодая знатная женщина словно заснула, в её ногах примостилась собачка – символ супружеской верности. Памятник изображает юную жену Паоло Гуиниджи, умершую при родах. По саркофагу идёт фриз с амурами, поддерживающими тяжёлые гирлянды. Надгробие строго, сдержано и величественно. Джорджо Вазари (16 век) называл этот памятник одним из величайших шедевров скульптуры 15 века. В этой работе переплелись черты поздней французской готики (к примеру, драпировка одежды, выполненная мелкими параллельными складками) и флорентийского Возрождения (мягкость и плавность черт лица и линий фигуры).

В интерьере собора можно видеть также:
* надгробия работы Маттео Чивитали (15 век);
* картину Доменико Гирландайо «Мадонна на троне с младенцем и святыми» (ризница, около 1479);
* картину Тинторетто «Тайная вечеря» (середина 16 века, правый неф);
* картину Федерико Дзуккари «Поклонение волхвов» (вторая половина 16 – начало 17 века, правый неф);
* картину Фра Бартоломео (1509, «Мадонна с младенцем и святыми», капелла Святилища).

В теплое время года Кафедральный собор открыт для посещения с 7 до 19 часов, в холодное – с 7 до 17 часов.





Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
9+2=
*
Введите сумму двух чисел.




  • Города Италии
  • Абано Терме
  • Абруццо
  • Агридженто
  • Акви Терме
  • Алассио
  • Алессандрия
  • Альба
  • Альба Адриатика
  • Альба ди Канацеи
  • Альбенга
  • Альберобелло
  • Альбиния
  • Альгеро
  • Альта Бадия
  • Альта Валтелина
  • Альта Версилия
  • Амальфи
  • Амальфитанское побережье
  • Анакапри
  • Ангьяри
  • Андало
  • Андора
  • Анкона
  • Анцио
  • Аоста
  • Априка
  • Апулия
  • Арабба / Мармолада
  • Арбатакс
  • Арбореа
  • Аренцано
  • Ареццо
  • Арцакена
  • Ассизи
  • Асти
  • Ашеа Марина
  • Бавено
  • Бадези
  • Байя Домиция
  • Байя Сардиния
  • Бардолино
  • Бардонеккья
  • Бари
  • Бассано-дель-Граппа
  • Беллариа - Иджеа Марина
  • Беллария
  • Бельджирате
  • Беневенто
  • Бергамо
  • Бибионе
  • Болонья
  • Больцано
  • Бонассола
  • Бордигера
  • Боржио Верецци
  • Борка ди Кадоре
  • Бормио
  • Брешиа
  • Бриндизи
  • Брунико
  • Брюссон
  • Будони
  • Валле-Изарко
  • Валь Гардена
  • Валь ди Соле
  • Валь ди Фасса
  • Валь ди Фьемме
  • Валь-д Аоста
  • Валь-ди-Суза
  • Вальтурнанш
  • Варацце
  • Варезе
  • Венето
  • Венецианская Ривьера
  • Венеция
  • Вернацца
  • Верона
  • Виа-Латтея
  • Виареджио
  • Виесте
  • Виетри Суль Маре
  • Вико Экуенсе
  • Вилласимиус
  • Витербо
  • Виченца
  • Габичче Маре
  • Гаета
  • Галлиполи
  • Гальциньяно Терме
  • Генуя
  • Гольфо Аранчи
  • Гольфо деи Поэти
  • Градо
  • Грессоней Сен-Жан
  • Гроссето
  • Дезенцано дель Гарда
  • Джардини Наксос
  • Джойоза-Мареа
  • Диано Марина
  • Доломитовые Альпы
  • Золда
  • Иглезиас
  • Изео
  • Изола Росса
  • Империя
  • Искья
  • Казальвелино
  • Казерта
  • Кала Гононе
  • Калабрия
  • Кальтаджироне
  • Кальяри
  • Камайоре
  • Камольи
  • Кампания
  • Кампо Карло Маньо
  • Кампобассо
  • Канацеи
  • Канниджионе
  • Каорле
  • Капри
  • Каррара
  • Кастель Волтурно
  • Кастельфранко-Венето
  • Кастиадас
  • Кастильоне-делла-Пескайя
  • Катандзаро
  • Катания
  • Кашана Терме
  • Кверчета
  • Колле ди Вал д"Элза
  • Конельяно
  • Корнилья
  • Кортина д`Ампеццо
  • Кортона
  • Коста Смеральда
  • Криспьяно
  • Кронплац
  • Купрамариттима
  • Курмайор
  • Кьюзи
  • Кьянти
  • Кьянчано Терме
  • Ла страда деи Сантуари
  • Ла Туиль
  • Лацио
  • Ле грацие
  • Левико Терме
  • Леричи
  • Ливиньо
  • Ливорно
  • Лигурия
  • Лидо ди Езоло
  • Лидо ди Камайоре
  • Лидо Ди Фонди
  • Линьяно
  • Лоди
  • Ломбардия
  • Лукка
  • Ля-Туиль
  • Л’Акуила
  • Мадезимо
  • Мадонна ди Кампильо
  • Майори
  • Манарола
  • Мантуя
  • Марина Ди Варкатуро
  • Марина ди Кастаньето Кардуччи
  • Марина ди Масса
  • Марина ди Петрасанта
  • Марина ди Рагуза
  • Марина ди Сибари
  • Мармолада
  • Маростика
  • Мартинсикуро
  • Масса
  • Массароза
  • Матера
  • Маттината
  • Мерано
  • Местре
  • Мизурина
  • Милан
  • Милано Мариттима
  • Модена
  • Монселиче
  • Монсуммано Терме
  • Монтальчино
  • Монте Роза
  • Монтегротто-Терме
  • Монтекатини Терме
  • Монтепульчано
  • Монтериджиони
  • Монтероссо
  • Монтиньёзо
  • Монца
  • Моэна
  • Неаполитанский залив
  • Неаполь
  • Неттуно
  • Новара
  • Нора
  • о.Искья
  • о.Сицилия
  • озеро Гарда
  • озеро Комо
  • озеро Маджоре
  • Озеро Орта
  • Ольбия
  • Орвьето
  • Остров Пальмария
  • острова Эльба
  • Отранто
  • Павия
  • Падуя
  • Палау
  • Палермо
  • Палинуро
  • Парма
  • Пассо Тонале
  • Пезаро
  • Пейо
  • Перуджия
  • Пескичи
  • Пестум
  • Петриоло
  • Пиенза
  • Пиенца
  • Пиза
  • Пила
  • Пинцоло
  • Пистойя
  • Позитано
  • Полту Куату
  • Помпеи
  • Понца
  • Порто Ротондо
  • Порто Черво
  • Порто Эрколе
  • Портовенере
  • Портоново
  • Портофино
  • Потенца
  • Прайано
  • Прато
  • Пре-Сен-Дидье
  • Предаццо
  • Принчипина а Маре
  • Прочида
  • Пула
  • Пунта-Ала
  • Пьемонт
  • Пьетрасанта
  • Пьяно ди Сорренто
  • Пьяченца
  • Равелло
  • Равенна
  • Рагуза
  • Раппало
  • Ривьера ди Улиссе
  • Ривьера-ди-Леванте
  • Ривьера-ди-Поненте
  • Рим
  • Римини
  • Риомаджоре
  • Рисконе
  • Риччоне
  • Сабаудия
  • Савона
  • Салерно
  • Сан Бартоломео
  • Сан Бенедетто Дель Тронто
  • Сан Винченцо
  • Сан Джулиано Терме
  • Сан Кашано дей Баньи
  • Сан Мартино Ди Кастроцца
  • Сан Теренцо
  • Сан Феличе Чирчео
  • Сан-Джиминьяно
  • Сан-Ремо
  • Санта Маргарита ди Пула
  • Санта Маргерита Лигуре
  • Санта Мария ди Леука
  • Санта Чезария Терме
  • Санта-Тереза-Галлура
  • Сардиния
  • Сассари
  • Селла Ронда
  • Серавецца
  • Сестола
  • Сестри Леванте
  • Сестриере
  • Сиена
  • Сиракузы
  • Сирмионе
  • Соз д`Уль
  • Сорренто
  • Соттомарина
  • Сперлонга (Ривьера ди Улиссе)
  • Стаццема
  • Телларо
  • Термальные курорты
  • Терме ди Петриоло
  • Терме ди Сатурния
  • Террачина
  • Тиррения
  • Торре Канне
  • Торторето
  • Тоскана (Версилия)
  • Тосканская ривьера
  • Трани
  • Тревизо
  • Тренто
  • Триест
  • Турин
  • Удине
  • Умбрия
  • Урбино
  • Фалькаде
  • Фаэнца
  • Феррара
  • Финале Лигуре
  • Флоренция
  • Фоджа
  • Фолгария
  • Форио
  • Формия
  • Форте Вилладж
  • Форте дей Марми
  • Фриули-Венеция-Джулия
  • Фуроре
  • Фьюджи
  • Фьяскерино
  • Циттаделла
  • Чезенатико
  • Червиния
  • Червия
  • Четара
  • Чефалу
  • Чиветта
  • Чинкве Терре
  • Чинкуале
  • Эмилия Романия – Марке
  • Южный Тироль