Герцогский дворец (Палаццо Дукале) - грандиозный монументальный и архитектурный комплекс, один из крупнейших в Европе, построенный в 1290 - 1708 годах в качестве резиденции правителей Мантуи. Здания комплекса связаны между собой коридорами и галереями, украшены внутренними двориками и садами. Весь комплекс включает в себя около 500 комнат, общая площадь дворца составляет около 34 000 кв. м. Расположен дворец в северо-восточной части исторического центра Мантуи, на берегу разливных озер Lago di Mezzo на севере и Lago Inferiore на востоке.
Самые древние части дворца построены в конце 13 - начале 14 столетия – это Палаццо дель Капитано (Palazzo del Capitano), созданный по указанию капитана народа Гвидо Бонакольси (семья Бонакольси управляла Мантуей с 1273 до 1328 года) и «Большой Дом» (Magna Domus). Вместе эти сооружения с соединяющими двориками и галереями называются «Старый двор» (Corte Vecchia).
В 1480 – 1484 году тосканский архитектор Лука Фанчелли построил так называемый «Новый двор» (Corte Nuova) или «Новый дом» (Domus Nova), включая Герцогские апартаменты, впоследствии украшенные и расширенные Антонио Мария Виани.
Церковь святой Варвары (Basilica Palatina di Santa Barbara), служившая дворцовой капеллой Гонзага, была построена Джамбатистой Бертани между 1572 и 1582 годами.
Семья Гонзага жила во дворце с 1328 до 1707 года.
Старый двор (Corte Vecchia)
Первое здание комплекса - Палаццо дель Капитано, было изначально построено в два этажа, построенный неподалеку Большой дом с монументальным фасадом с портиком отделял от дворца небольшой переулок. В начале 14 века к дворцу был пристроен еще один этаж, а Большой дом соединен с дворцом. Оба сооружения выходят на площадь Piazza Sordello.
Дворец являет собой типичный пример средневековой архитектуры. Фасад дворца опирается на готическую аркаду, сформированную стрельчатыми арками и колоннами, над арками – небольшие оконца и балконы, на третьем ярусе (построенном позже) фасад украшен готическими двухарочными окнами.
В Палаццо дель Капитано находятся незаконченные фрески Пизанелло, созданные художником около 1433 года, вновь обнаруженные и отреставрированные в 70-х годах прошлого века. Фрески изображают сцены из легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Верхний этаж Дворца представляет собой одно огромное помещение (67 на 15 метров), известное как «Оружейная» (Salone DellArmeria), именно из этого зала папа Пий II на Совете в Мантуе в 1459 году провозгласил начало Крестового похода на турков (в 1453 году турки взяли Константинополь), так никогда и не начавшегося.
В 1519 году в Старый двор переехала маркиза Изабелла дЭсте, для которой на первом этаже дворца были построены новый кабинет (Studiolo) и новые апартаменты («грот»). В то время в кабинете маркизы находились чрезвычайно ценные произведения Мантенья (в настоящее время находятся в Лувре), Перуджино, Лоренцо Коста, Корреджо.
Замок святого Георгия (Castello di San Giorgio)
Замок начал строиться в 1395 году и закончен в 1406, по заказу Франческо I Гонзага и проекту Бартолино да Новара. Замок в плане квадратной формы, с четырьмя угловыми башнями и подъемными мостами. Архитектор Лука Фанчелли в 1459 реструктурировал замок, после этого окончательно потерявший свою первоначальную оборонительную функцию.
Жемчужиной Мантуи считается иллюзионистическая роспись «Супружеской комнаты» (Camera Picta; Camera degli Sposi), выполненная Андреа Мантенья в северо-восточной башне замка между 1465 и 1474 годами; в это время замок был резиденцией маркизов Мантуи. На северной стене – сцена из дворцовой жизни с изображением Лодовико Гонзага и его жены Барбары Бранденбургской в окружении придворных. На западной стене – сцена встречи Лодовико Гонзага с сыном, кардиналом Франческо Гонзага и королем Дании Кристианом I. Шедевром изобразительного искусства признана иллюзионистическая роспись окулуса (круглого окна) свода с изображением голубого неба, ангелочков, девушек и павлина, как бы заглядывающих сверху в спальню супругов.
Новый двор (Domus Nova;Corte Nuova)
Комплекс построен в 1480 – 1484 годах архитектором Лукой Фанчелли. Знаменитые Герцогские апартаменты построил век спустя кремонский мастер Антонио Мария Виани, (1595).
В величественном Зале Лучников выставлены в настоящее время картины, полученные из закрытых и секуляризованных церквей и монастырей. Самое известное полотно, выставленное в Зале, представляет семью Гонзага, поклоняющуюся святой Троице работы Питера Пауля Рубенса (1605).
Базилика святой Варвары (Basilica Palatina di Santa Barbara)
Массивный классический фасад церкви, построенной Джамбатиста Бертани в 1572 – 1582 годах, характеризуется тремя гигантскими арками с фронтоном в верхнем ярусе. Кирпичная колокольня с ротондой-темпьетто в верхнем ярусе – одна из самых характерных архитектурных деталей города.
Церковь в интерьере с единственным нефом и боковыми капеллами; полукруглая парадная лестница в центре ведет к большому алтарю.