Церковь святого архангела Михаила на форуме находится в историческом центре Лукки, на площади piazza San Michele, примерно в 400 м к северо-западу от Кафедрального собора. Площадка в центре площади, на которой стоит церковь, чуть приподнята над уровнем площади и огорожена столбиками с цепями. Рядом с колокольней церкви в 1863 году был установлен мраморный памятник луккскому политику и гонфалоньеру 16 века Франческо Бурламакки.
Первое упоминание о церкви зафиксировано в 795 году. В 8 веке в самом центре города, на форуме, построенном ещё римлянами, была возведена церковь святого Михаила. К церкви примыкали монастырь и больница. В средние века площадь пересекал канал, попасть в церковь можно было, только перейдя канал по деревянному мосту. Церковь являлась важным центром средневекового города. В ней до 1370 года собирался Старший совет (высший законодательный орган в Лукке).
В начале 13 века работы в церкви велись под руководством Гвидетто, основоположника луккского варианта пизанского романского стиля. Именно в этот период были добавлены аркады с причудливыми колоннами (некоторые из колонн даже завязаны в узел), многочисленные декоративные барельефы, украшения из резного камня. К этому же этапу работ относится использование мрамора двух цветов. Верхняя часть фасада была закончена в конце 13 века. В ней наряду с характерными декоративными элементами видны уже и готические черты: стремление к вертикальной направленности (например, три статуи, установленные на самом верху, напоминающие шпили).
В 19 веке были проведены реконструкционные работы: была восстановлена верхняя часть колокольной башни, отреставрирован фасад. Некоторые исследователи считают эту реставрацию неудачной.
Беломраморное здание церкви святого Михаила – типичный пример луккско-пизанского архитектурного стиля. Облик фасада восходит к первой половине 13 века. Он представляет собой эволюцию пизанского стиля. Первый ярус фасада сформирован орнаментальными ложными полукруглыми арками, которые поддерживают высокие пилястры. Своды арок выполнены из белого и тёмного мрамора. На стене под арками главного фасада располагаются декоративные ромбы (ромбы также являются характерным декоративным элементом пизанского стиля), а над порталом – небольшое резное окно-роза. Угол главного фасада украшен скульптурой с изображением Богородицы (копия с работы 15 века Маттео Чивитали).
Над арками главного фасада поднимаются четыре яруса аркад. По боковым сторонам фасада идёт ярус галерей-аркад. Над апсидальной частью поднимается архитравная лоджия. Колонны аркад, выполненные луккскими резчиками, различны по форме. Среди них есть резные, витые колонны с самыми разнообразными капителями. Некоторые исследователи полагают, что фасад церкви перенасыщен подобными декоративными элементами.
Над четвёртой аркадой установлены три статуи. Центральная мраморная скульптура достигает 4 м в высоту, она укреплена металлическими пластинами и изображает святого Михаила, поражающего дракона. По бокам от неё расположены две фигуры ангелов. Есть старинное поверье, что при определённом освещении с определённого места на площади можно заметить зелёный отблеск, исходящий от статуи архангела Михаила. По легенде, когда-то давно в статую был вделан изумруд, который как бы исчез в ней. В некоторых вариантах предания камень был не изумрудом, а бриллиантом и украшал кольцо на пальце статуи. Сам факт вделывания драгоценного камня в статую представляется невероятным, но жители Лукки, особенно пожилые, утверждают, что они наблюдали этот необычный блеск.
В плане церкви лежит латинский крест. Колокольная башня возвышается рядом с правым трансептом. Люнетный свод, сформированный двумя цилиндрическими сводами, выполнен в 16 веке. Внутреннее пространство церкви делится на три нефа с трансептом и апсидой. Среди убранства храма привлекает внимание «Мадонна с младенцем» - терракота, покрытая глазурью, работа Андреа делла Роббиа. В церкви хранится ранняя работа Филиппино Липпи, так называемый «Алтарь Магрини» (около 1483) с изображением святых Иеронима, Себастьяна, Роха и Елены. Примечателен также горельеф с изображением Богородицы работы Рафаэлло да Монтелупо (16 век). В храме имеются также работы таких луккских мастеров, как: Маттео Чивитали (15 век), Агостино Марти (16 век), Антонио Франки (конец 17 – начало 18 века).