Большая базилика Богоматери расположена на Соборной площади Бергамо. Строительство базилики начато на месте древнего храма 7 - 8 веков, посвященного Богоматери, в середине 12 века по решению жителей Бергамо для избавления от продолжительной засухи.
По первоначальному плану церковь строилась в форме греческого креста, с пятью апсидами, одной в центре и четырьмя в трансептах, из которых до настоящего времени сохранилось три апсиды – северо-западная апсида была снесена Бартоломео Коллеони для строительства собственного мавзолея. К 1185 году была готова часть базилики от центральной апсиды до трансепта, в том числе и алтарь; в том же году церковь была освящена. К концу 12 века были завершены апсиды западного трансепта, в начале 13 века – слепой фасад.
В 14 – 15 веках работы над зданием возобновились. В 14 веке был создан баптистерий (1340) и два боковых портика, в 15 веке построена колокольня (1436 - 1459), ризница (1485 - 1491). В 1521 году создан юго-западный портик.
Базилика, построенная в смешанном, романском и лонгобардском стиле, характеризуется отсутствием главного портика – в церковь ведут четыре входа, однако все они боковые.
Великолепный северный портик, или портик красных львов (Porta dei Leoni rossi), создан Джованни да Кампионе в 1353 году. Две колонны с львами красного веронского мрамора поддерживают арку с архивольтом, украшенным сценами охоты. Над аркой – лоджия с мраморными статуями святого Викентия, святого Варнавы и конная статуя святого Александра. Еще выше – статуи Богоматери с Младенцем и бергамских мучениц святой Граты и святой Эстерии, работы Андреоло Де Бьянки (1398).
Чрезвычайно любопытен также южный портик, или портик белых львов (Porta dei Leoni bianchi), построенный в 1367 году. Белые мраморные львы поддерживают колонны, на которые в свою очередь опирается арка, в верхней части которой – прекрасные барельефы с изображением Христа и окружающих его святых работы Джованни да Кампионе . Над аркой – готическое навесное сооружение (1400 – 1403).
Базилика в форме греческого креста в интерьере трехнефная, нефы разделены колоннами. Интерьер церкви претерпел серьезные изменения в 16 – 17 веках, большая часть внутренней отделки – в стиле барокко. Длинные стены и колонны украшены гобеленами флорентийских и фламандских мастеров 16 - 17 веков, изображающих сцены из жизни Богоматери.
Купол базилики расписан Джованни Батиста Тьеполо; в интерьере церкви также примечательны пресвитерий с шестью бронзовыми подсвечниками 16 века, фрески 14 века в трансепте (неизвестный автор, работавший в стиле Джотто), гигантское распятие 14 века и могилы Гаэтано Доницетти и его учителя Симона Майра.