Пизанский Баптистерий, имеющий большое историческое и художественное значение, находится в 50 метрах на запад от собора. Он посвящен святому Иоанну Крестителю и является крупнейшим баптистерием в Италии. Возведение баптистерия началось в середине 12 века архитектором, который назвал себя мастером Диотисалви, о чем свидетельствует сохранившаяся на внутренней опоре надпись. В дальнейшем в строительстве здания принимали участие знаменитые пизанские скульпторы Никола и Джованни Пизано.
Проект Диотисалви предполагал, что задние баптистерия будет представлять собой своеобразный синтез мусульманской архитектуры в экстерьере и византийской архитектуры – в интерьере. Купол баптистерия обращает на себя внимание странной формой – полусферой с усеченным конусом. Этот купол строился в два этапа. Сначала Диотисалви, во времена которого технологии строительства больших сферических куполов были недоступны, возвел конусовидный купол, который покрывал только пространство над внутренними колоннами, идущими по кругу в зале баптистерия. Лишь позже артели под руководством отца и сына Пизано достроили полусферическое покрытие, которое скрыло в себе предыдущий купол. Они же добавили к зданию готические элементы, включая галереи с разнообразным пластическим декором. На самой верхушке можно видеть еще один маленький полукруглый купол, на котором установлена статуя Иоанна Крестителя. Эти элементы были добавлены несколько веков спустя, а раньше на их месте было просто отверстие, через которое в баптистерий проникали солнечные лучи. Стоит отметить интересную деталь: западная часть большого купола покрыта красной голландской черепицей, а восточная – свинцовыми пластинами. Возможно, это говорит о нехватке средств при завершении здания; об этом также свидетельствует отсутствие на потолке фресок, наличие которых предполагалось проектом.
Интерьер баптистерия прост и практически лишен декора, отчего его зал славится очень хорошей акустикой. Изящная купель (фото), помещенная в центре между тремя лесенками, была выполнена в 1246 году известным тосканским мастером Гвидо Бигарелли. В центре купели установлена современная бронзовая скульптура Иоанна Крестителя.
Наиболее ценным произведением искусства в пизанском баптистерии является знаменитая кафедра (фото), созданная в 1260 году выдающимся итальянским архитектором и скульптором Николой Пизано. Кафедра представляет оригинальное для своего времени шестиугольное в плане строение, состоящее из семи колонн, поддерживающих барабан парапета. Три из шести боковых колонн установлены на каменных львов, а центральная колонна – на скульптуру в виде трех атлантов. Над колоннами – трехлопастные арки, богато украшенные рельефными изображениями, среди которых аллегорические фигуры добродетелей, Иоанн Креститель и архангел Михаил. Сам парапет содержит пять рельефов (через шестую грань парапета осуществляется вход на кафедру), представляющих сцены из жизни Христа: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Представление во храме», «Распятие», «Страшный суд». Таким образом, структура кафедры отражает популярное в то время учение церкви о том, что град божий делится на три уровня: низший – уровень львов, символизирующих слово божье и воплощение, внешний – колонны, как символ семи таинств, и высший – божественное видение христологических сцен.
В скульптурном оформлении кафедры Никола Пизано проявил высочайшее мастерство и смелое новаторство. Впервые в итальянском искусстве он напрямую обратился к античному пластическому языку для изображения религиозных мотивов. Некоторые фрагменты его кафедры свидетельствуют почти о прямом заимствовании у античных образцов, например статуя Силы – первое в европейском искусстве средневековья обращение к обнаженной мужской фигуре – скорее всего была создана на основе античной статуи Геракла, а образ Мадонны в сцене «Представление во храме» почти повторяет бюст Федры с древнеримского саркофага. Однако Пизано не ограничился простым копированием – ему удалось создать самостоятельные гуманистические образы, совмещающие в себе античный подход к скульптуре и христианскую религиозную образность. Тем самым он обозначил путь дальнейшего развития итальянского искусства, став ярким провозвестником эпохи Возрождения.