Древний Кацрин или «Кфар Талмуди», это археологический парк, расположенный рядом с промышленной зоной современного города Кацрин.
В парке археологи раскопали и восстановили для посетителей древнее поселение Кацрин, которое в период Мишны и Талмуда или, если хотите в римско-византийский период, было большой иудейской деревней по размерам и статусу приближающейся к городу.
Один из городов, о которых говорит Моисей, называется «Голан».
В иудейской войне против римлян 66-73 годов была разрушена «Гамла», но большая часть других поселений голанских высот продолжили свое существование.
В дальнейшем поселения на голанских высотах так же не принимали участия в восстании Бар Кохбы, а посему дожили до византийского периода – 324-638 г.
Византийский период, был периодом процветания для иудейских поселений на голанских высотах. В это время были выстроены десятки синагог, расширены поселения, увеличился и торговый оборот.
Теперь эта земля и все, что на ней уродилось, стало святым и пользовалось большим спросом у всего христианского мира.
В этот период на территории всей «Эрец Исраэль» по оценкам ученых проживало от 2 до 3 миллионов человек.
Поселение Кацрин просуществовало вплоть до 1967 года, где в период правления турков поселились черкесы, туркмены и бедуины.
После завоевания Голан, здесь были произведены археологические раскопки, которые восстановили для посетителей картину жизни сего поселения.
При входе в парк восстановили некий уголок сельского хозяйства, показывающий маслодавильный пресс, а так же технику для производства вина.
В Древнем Кацрине или «Кфар Талмуди» восстановлено несколько уголков быта местного населения, один из них это строительный объект. На стройке как тогда, так и сейчас присутствовали леса, но не было ни отбойного молотка, ни электропилы.
Собственно и пилить было практически нечего, так как строительство шло по большей степени из камня, а дерево было в большом дефиците.
Восстановительные работы сделали друзы с голанских высот, которые до сих пор сохранили секреты похожего мастерства бутовой клаки.
Стены делались широкие, с прослойкой мелкого камня между двумя сломи из обтесанных камней. Данная стена покрывалась штукатуркой и поддерживала почти постоянную температуру внутри дома.
Один интересный инструмент, который напоминает каток. Этим инструментом закатывали крышу перед дождями. Крыша если уже делась из дерева, сверху наносили слой глины, перемешанный с соломой, и все это утаптывал такой инструмент. Человек который «закруглял» крыши назывался «меагель» - закругляющий. По этому Хони ха Меагель, назван был так не, потому что стоял в кругу и требовал от всевышнего дождя, но по своей специальности.
Дождь для Хони конечно же пошел, но ведь и Хони знал когда пришло время дождю, именно от него он закруглял крыши древних домов.
В доме рядом есть много домашней утвари и сельскохозяйственных орудий. Так тут есть некое подобие санок, но с нижней их стороны вставлены камушки.
Колосья клали на большой ровный участок каменной скалы, который располагался высоко. Затем на колосья клали вот эти «сани», на них сажали ребенка, чтобы был груз и ослик таскал эти «сани» по колосьям.
Колосья превращались в смесь зерна и шелухи, затем эту смесь подкидывали в воздух, а так как это было на высоком месте, то ветер относил шелуху на 2-3 метра, а зерна оставались на каменном участке.
Перед употреблением хозяйка поднималась на крышу и еще раз просеивала зерно, подкидывая его в воздух в неком подобии сита, тогда с ветром отлетала последняя шелуха, и зерно можно было молоть.
В поселении так же есть небольшой родник, воды которого сегодня не хватит и на пару семей, но это все от того, что воду сегодня откачивают, а ранее воды хватало на все это большое поселение, которое можно видеть вокруг.
В Древнем Кацрине или «Кфар Талмуди» поражает так же и его синагога! Это огромное, некогда двухэтажное строение хоть и не построено на самой высшей точке города, все же высилось над ним большой черепичной крышей.
Несколько раз перестраивалась синагога, и каждый раз увеличивалась и украшалась. В конце концов, из зала, где было только 3 колонны, она превратилась в зал с четырьмя, а со временем еще добавилась и мозаика с зодиакальным кругом.
Последними переделку делали мусульмане, спрятавшие от нас мозаику под каменными плитами, но это уже было потом.
С середины четвертого века как говорят археологи, стояло тут это здание и в этом виде простояло четыре века, пока в 749 году не было частично разрушено при землетрясении.
В средние века здание было восстановлено и служило мечетью.
Археологи рассматривают данное строение как синагогу типичную для Голан.
В ней есть центральный зал и два боковых нефа, а вокруг стен тянутся лавки для посетителей, которые сидели в два ряда, возможно даже на мягких подушках.
Возле южной стены есть подиум, возле которого возможно находился «Арон ха Кодеш» в котором хранились свитки торы.
Внутри, как и снаружи синагога была оштукатурена, как собственно и все строения в поселении, дабы меньше подвергались разрушительной силе природы.
На нескольких из камней в синагоге есть высеченные символы миноры. Но только менора, во-первых, на трех ногах, а не на подиуме, а во-вторых, у нее больше свечей.
Объяснение ученые этому дают простое. До четвертого века, запрещалось вообще изображать какие либо предметы храма в их реальном виде и по этому их изображали видоизмененными.
После четвертого века ситуация изменилась когда христианство выбрало себе крест как символ веры, тогда и иудаизм остановил свой выбор на древнем символе веры – Меноре.
Нынешняя менора, которая является символом государства Израиль, скопирована с арки Тита в Риме. Тем самым символ разрушения, стал символом возрождения.
В северной части синагоги был найден небольшой клад из 180 монет, которые были спрятаны под верхней лавкой. Похожие клады были найдены и в других синагогах, и до сих пор не ясно с какой именно целью туда прятались.
В 13 веке синагогу переделали в мечеть, и таковой она просуществовала вплоть до наших дней. Только в 1967 году сюда опять вернулись иудеи.