Замок Йоханнисбург в Ашаффенбурге считается одним из самых грандиозных строений эпохи Ренессанса. Он подкупает не только правильностью своих пропорций, но и чудесным расположением - прямо на реке Майн, с замковым парком на ее противоположной стороне.
Вo время большого пожара 1552 г. была разрушена не только большая часть Ашаффенбурга, но и старый замок. Поэтому курфюрст и архиепископ Иоганн Швайкард Кронбергский и поручил Джорджу Ридингеру сделать план нового замка. Появился правильный, почти симметричный замок: части здания образуют собой квадрат с внутренним двором, тоже квадратным. Квадратные угловые башни, несколько выдающиеся вперед по сравнению с внешними фасадами, придают всему зданию величественный характер. Эту симметрию нарушает только старый донжон во внутреннем дворе, оставленный архитектором из руин старого замка. Он стоит не по центру северного крыла замка, а несколько смещен к востоку.
У замковой церкви нет собственной башни, так как она целиком интегрирована в северное крыло замка. Богато украшенный алтарь из мрамора и алебастра выполнил Ганс Юнкер.
В западном крыле здания располагаются парадные залы и замковая галерея. Богатая внутренняя отделка времен курфюрста Карла Эртальского, правившего с 1774 по 1802 г., тщательно отреставрирована, давая представление о начале эпохи классицизма в Германии.
Галерея является филиалом Баварского государственного собрания произведений искусства и украшена несколькими выдающимися картинами, среди которых есть работы Ханса Бальдунга Грина и Лукаса Кранаха. В библиотеке замка также хранятся ценные экспонаты - первые печатные книги и рукописи из Майнца, которые, правда, не всегда демонстрируются.
Замок Йоханнисбург расположен на Майне, но не на самом берегу, поскольку там замку угрожали бы наводнения. Именно по этой причине Ридингер расширил террасу старого замка и укрепил ее массивной стеной, которая надежно защищает замок от высокой воды. Из роскошных внутренних помещений западного крыла замка открывается чудесный вид на реку и лежащий на другом берегу парк Шенбуш. Этот английский парк разбили при курфюрсте Фридрихе Карле Эртальском. Планировал парк португальский архитектор Эмануэль Жозеф д'Эригоэн, заботу о растениях взял на себя Фридрих Людвиг Шкелл, предоставив д'Эригоэну заниматься архитектурными деталями парка.
Самое старое и известное здание в парке - "Шлёссхен", Маленький замок. Этот дворец выстроен в классическом стиле и состоит из двух обычных этажей и одного аттикового этажа, то есть из этажа, который расположен над портиком здания и по высоте несколько меньше других. Фасад выполнен в сдержанной манере, его членят двери и окна. Внутреннее убранство замка тоже не слишком богатое. Маленький замок должен был воплощать в себе античную простоту и элегантность. Возведенный в 1800 г. Храм дружбы также в стилистическом плане ориентирован на античность. А созданная в 1788 г. "деревушка", напротив, являет собой сельскую идиллию, как ее рисовала себе аристократия: множество романтичных домиков, милых и беззаботных.
В 30-40-х гг. XIX в. в Ашаффенбурге часто жил король Людвиг I Баварский, который и повелел построить для него "классический" дом по образцу найденного при раскопках Помпеи здания Кастора и Поллукса. Этот "помпейанум" (так называлось имение Цицерона близ Помпеи) следовало обставить предметами античного обихода. К северу от замка Йоханнисбург на скалах над виноградниками Фридрих фон Гертнер в 1840-1848 гг. выстроил для короля романтический дом в стиле классицизма, украшенный колоннами и мозаикой.
Итальянский город Помпеи погиб при извержении вулкана Везувий в 79 г. н. э. В 1748 г. при раскопках руины города были обнаружены, что надолго увлекло Европу античной темой. Систематические раскопки были начаты в 1869 г.