Построенный только в конце XVIII в., Вёрлиц не относится к тем замковым ансамблям, которые расширялись и перестраивались из старых крепостей и замков. Вёрлиц был построен в духе единой концепции, а именно буржуазного Просвещения. Так, в Вёрлице был создан не только один из крупнейших в Европе ландшафтных парков, но и сам замковый ансамбль стал зародышем классицистической и неоготической архитектуры Германии.
Князь Леопольд III Фридрих Франц фон Анхальт-Дессау (1740-1817) ощущал себя приверженцем буржуазного Просвещения. Это духовное течение XVII и XVIII вв. отвергало авторитет церкви и абсолютистского государства, подвергало критическому пересмотру нормы и институты общественного устройства и считало человеческий разум единственным критерием правды и морали. Эти воззрения так же хорошо читаются в архитектурной концепции Вёрлица, как и впечатления, которые привез князь из путешествия по Англии и Италии. Он превратил свое маленькое княжество с Вёрлицем в качестве княжеской резиденции в точку притяжения для просвещенных интеллектуалов. Иоганн Вольфганг фон Гете, Александр фон Гумбольдт, Жан-Жак Руссо и Иоганн Иоахим Винкельман - лишь немногие из титанов духа, бывавших у Франца и делившихся здесь своими мыслями.
Фасад, выходящий к озеру, оставляет еще более сдержанное и строгое впечатление, поскольку князь и архитектор сознательно обращались к античной простоте в противовес роскошной пышности раннего барокко, выражавшей величие абсолютистской власти.
Князь, которого его подданные уважительно и любовно называли отцом Францем, устроил в нижнем этаже замка музей и открыл его для широкой публики, ограничившись со своей супругой покоями в верхнем этаже.
Внутреннее убранство замка, выполненное Эрдмансдорфом, по большей части сохранилось, доказывая, что замок был сделан сразу, "одним махом". Во всем видна ясность и четкая структура, отзвуки классической античности тоже не заметить невозможно, особенно лепнину и роспись в стиле гризайль на потолках и стенах. Жемчужиной замка является библиотека с книжными шкафами, а также фресками и бюстами известных писателей и ученых.
По плану того же Эрдмансдорфа в 1773-1813 гг. был построен и Готический дом на противоположном берегу озера. Невозможно ошибиться в том, что при проекте были использованы мотивы церкви Санта-Мария дель Орто: фасад, обращенный в парк, как в базилике разделен на три части белыми подпорными столбами, карнизами и слепыми аркадами. Эта часть здания была воздвигнута в 1773-1774 гг., в то время как остальные фрагменты здания появились через добрые десять лет и в них уже явно слышны мотивы английской готики. Последний этап строительства был начат в 1811 г., что позволило разместить в доме собрание швейцарского стекла XVI-XVII вв., которое можно увидеть и сегодня.
Перед Готическим домом во времена Франца паслись коровы, показывая посетителям, что князь очень серьезно относится к своим убеждениям, перенося их и на образ жизни. Хотя ландшафт здесь и облагорожен, но с учетом природных особенностей и человеческих потребностей: в парковый комплекс вписаны пастбища для скота, отведены участки земли для овощей и виноградников. Князь не чурался и такого банального использования парка, в котором участвовал лично, как разведение шелкопряда.
Устройство парка по идеям князя Франца и его друга Эрдмансдорфа началось еще в 1764 г., то есть еще до строительства замка, и длилось более сорока лет. В юго-западной части был разбит сад Ноймарк, лабиринт дорожек которого как бы символизирует запутанность человеческой жизни. В центре установлены бюсты немецких просветителей Кристиана Фюрхтеготта Геллерта и Иоганна Каспара Лафатера. Как и замок, парк также был открыт для посетителей.
Впечатления Гёте от замкового парка, которые он описал в 1778 г. в письме к баронессе фон Штайн, могут подтвердить и теперешние посетители замка, в первую очередь это касается английских особенностей парка: "Здесь бесконечно красиво, когда мы бродили вчера по озерам, каналам, лесочкам, меня очень взволновала мысль, как это боги позволили князю создать такую мечту. Словно ты просто бесцельно бредешь куда-то, словно тебе рассказывают сказку, совершенно в характере Елисейских полей, где одно в своем разнообразии переходит в другое; ничто не цепляется за твой взгляд, ты бредешь, не задаваясь вопросом, откуда ты идешь и куда".