Ни один город в Федеративной Республике не предлагает вечерами публике такой полноты культурного разнообразия, как Берлин. Девять классических оркестров, четыре оперы, почти пятьдесят театральных сцен с установленным репертуаром, несколько мюзикл- и ревю-театров, театров эстрадных и кабаре, театров без сцены, экспериментальных коллективов, студийных постановок и любительских спектаклей - все это делает практически невозможным посмотреть каждую новую вещь: в месяце меньше дней, чем разнообразных предложений.
Театральное искусство для народа имеет традицию с шестнадцатого века. Генрих Кнауст написал пьесу о трех волхвах, которая 6 января 1541 г. была предложена публике в постановке воспитанников Келльнской гимназии.
В 1703 г. король Фридрих I основал набранную из французских актеров придворную труппу.
Франц Шух путешествующий шут из Вены, положил начало грубоватым развлекательным мероприятиям для широкой массы публики. Ведь в те времена наслаждаться высоким искусством в опере мог только король.
Государственная опера Унтер ден Линден. построенная в 1741 - 1743 гг. Г. В. фон Кнобельсдорффом, на премьере предлагала только одно место в партере: для Фридриха Великого, монарха. Вокруг него стояла государственная аристократия, более низкие рангом теснились в ярусе (отсюда название ранг, ранг по-немецки - ярус).
Драматическому театру в Пруссии пришлось ждать признания дольше, чем в Париже или в Вене. Только в 1796 г. с приходом А. В. Иффланда на пост директора Национального театра в репертуар стали включаться современные и волнующие драмы Гёте и Шиллера, которые привлекли лучших актеров Германии.
Опера Унтер ден Линден переживала, наоборот, кризис. Здание в 1843 и 1941 гг. почти полностью выгорело и было в 1987г. бережно и с детальной точностью реставрировано. Теперь она (под руководством Д. Баренбойма) по своему художественному уровню стоит в списке лучших в Европе, рядом с миланской Скала, дрездненской Земпероперой и венской Государственной оперой.
Немецкая берлинская опера на Бисмаркштрассе, Комическая опера (руководитель Г. Купфер) на Беренштрассе, постоянно экспериментирующая Малая опера в Нойкелльне также имеют высокое реноме. То же относится и к Берлинской филармонии. которой с 1887 г. руководили только пять главных дирижеров: фон Бюлов, А. Никиш, В. Фуртвенглер, Г. фон Караян и (с 1989 г.) К. Аббадо.
После объединения Германии такая небывалая концентрация высококлассных актеров и постановщиков повлекла коренные изменения в культурной политике Сената. Боннские субвенции (вначале предоставлявшиеся в достатке) прекратились, государственный театр Шиллера был закрыт, так же как театр Шлосспарк (который теперь, став частным, пользуется большой популярностью) и Фрайе Фольксбюне.
Шаубюне (Э. Мендельсон), с 1962 г. Эльдорадо дикого авангардизма, питомник выдающихся актеров, таких как И. Лампе, О. Сандер. У. Замель и Б. Ганц и великих режиссеров, таких как П. Штейн, Л. Бонди или К. М. Грюбер, пытается после переезда на Ленинер Плац (1981) и периодов концептуальных кризисов приноровиться к веяниям великого времени.
Берлинские театральные встречи, ежегодно объединяющие лучшие постановки на Шпрее, обогащают набор авторов, спектаклей, материалов, интерпретаций.
Отягощенный традициями Шаушпильхаус, в золотые дни ведомый через взлеты и падения государственным директором Г. Грюндгенсом, стал концертным залом с совершенной акустикой и роскошной обстановкой, где выступает Берлинский симфонический оркестр.
Решившись на резкую противоположность почтенным зданиям Государственной оперы, Шаушпилъхауса и театра Максима Горького (в свое время основан К. Ф. Зельтером в 1793 г. как школа вокального искусства), архитекторы на смене столетий и в начале двадцатых именно в Берлине, служа музам, стали создавать нетрадиционные целевые постройки.
Театр Запада на вокзале Зоо (мюзикл и оперетты), театр Ренессанс на Эрнст-Рейтер-Плац (пьесы и эстрада), Фолькбюне на Бюловплац (ныне Роза-Люксембург-Плац) тому примеры.
В послевоенное время театральные ансамбли в основном размещались в восстановленных зданиях; важное исключение - театр Шиллера как лучший пример стиля пятидесятых годов. Сегодня опустевшее здание используется только для гастролей.
Новостройками являются Фридрихштадтпаласт и Мюзикл-театр в казино-комплексе на новой Потсдамер Плац возле Дебис-центра.
А еще? Самую прелесть мозаики с ее пестрыми камешками для человека знающего составляют маленькие, отвергнувшие всякий конформизм труппы: Ваганты в подвале Театра Запада или актеры в театре У западных городских оленей.
На все страну знамениты программы ориентирующегося на молодежь театра Гриле на Ганзаплац.
Верной постоянной публикой могут похвастаться Комедия, Театр на Курфюрстендамм и Малый театр в Зюдвесткорсо.
Чисто берлинские театры - это Ганза и Трибуна.
Нетрадиционные театры - это Театральная мануфактура на Галльском берегу, a также театр Геббель.
Событие под открытым небом - это концерты в Лесной сцене.
Сатирически-зубастые плутовские проделки live смотрите в Дистеле и Дикобразах, а гастрольные постановки - в Полевых мышах с классикой мира кабаре.