Одним из символов любой высококультурной нации является национальный театр. У Баварской нации есть свой подобный символ, который так и называется — Национальный Театр — главная площадка Баварской Государственной Оперы.
Мюнхенские бюргеры всегда отличались любовью к искусству. А самые состоятельные и влиятельные из них не жалели сил и средств для поддержания этого чувства. Уже в 1657 году в городе появился первый публичный оперный театр (на Salvatorplatz). Спустя столетие, в 1751 году, построили Резиденцтеатр. Но его не хватало для того, чтобы вместить всех желающих услышать музыку величайших композиторов, чьи оперы ставились здесь.
14 января 1823 года произошла новая трагедия: пожар уничтожил все здание до фундамента. Вот тут-то мюнхенцы и показали на практике свои истинные чувства: немедленно началось строительство нового здания. Проект его, включающий классику и черты неогреческого стиля, создал архитектор Лео фон Кленце.
2-го января 1825 года в новом театре зазвучала музыка.
За прошедшее время в театре проводились реконструкции, углублялась оркестровая яма, увеличивалась сцена, обновлялось оборудование.
В октябре 1943 года театр был практически уничтожен во время воздушной бомбардировки союзников. После войны горожане решили восстановить старый театр, хотя строительство нового обошлось бы намного дешевле. Архитектор Герхард Мориц Граубер воссоздал спроектированный в XIX веке неоклассическое здание театра вместимостью 2100 человек. Строительство продолжалось с 1958 по 1963 год и обошлось в 62 миллиона марок, тогдашней валюты Германии. 22 ноября 1963 года новое здание театра было открыто постановкой оперы Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
В наше время Национальный театр Мюнхена – одна из лучших оперных сцен мира, домашняя площадка для Баварской государственной оперы и Баварского государственного балета.
Эти прославленные коллективы заслуживают отдельного рассказа. Отметим только один момент, слегка греющий русское национальное самолюбование. Главными дирижерами Баварской оперы были:
1836—1867: Франц Лахнер
1867—1869: Ханс фон Бюлов
1870—1877: Франц Вюльнер
1872—1896: Херманн Леви
1894—1896: Рихард Штраус
1901—1903: Герман Зумпе
1904—1911: Феликс Мотль
1913—1922: Бруно Вальтер
1922—1935: Ханс Кнаппертсбуш
1937—1944: Клеменс Краусс
1945: Ханс Кнаппертсбуш
1946—1952: Георг Шолти
1952—1954: Рудольф Кемпе
1956—1958: Ференц Фричаи
1959—1968: Йозеф Кайльберт
1971—1992: Вольфганг Заваллиш
1992—1998: Петер Шнайдер
1998—2006: Зубин Мета
2006 — до 2013: Кент Нагано
Среди этих выдающихся музыкантов в скором времени появится русское имя. В 2013 году запланировано передать этот пост относительно молодому (ему нет еще сорока) музыканту родом из Омска, где началось его музыкальное образование, дирижеру Кириллу Петренко.
В ближайших планах театра замена кресел. При очень большом желании, поддержанном достаточной суммой, вы сможете увидеть свое имя на новых креслах.
4 февраля 2012 г., в тот день, когда вся Москва, переполненная антагонизмом митинговала, казалось бы за одно и то же (честные выборы), но с диаметрально противоположных позиций, Мюнхен собрался в своем Национальном оперном театре и с необычайным подъемом, восторгом, гордостью слушал премьерный спектакль «Золото Рейна» из тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга».