Старый кафедральный собор святого Викентия – первый собор города Макона, посвящен святому Викентию из Сарагосы. У собора долгая и сложная история: неустойчивость почв, войны и изъяны в конструкции омрачали его существование вплоть до частичного разрушения, произошедшего во времена Французской Революции.
Первые упоминания о соборе в средневековых документах относятся к 8 веку, но известно, что уже в 6 веке здесь был храм епархии первого маконского епископа святого Плацидия, куда король Хильдеберт I в 543 году передал в дар тунику святого Викентия Сарагосского. В 10 веке под руководством епископа Мэнбо началось строительство нового здания. В 12 веке – в эпоху конфликтов между Клюни и Маконом – здесь появился широкий портик с тимпаном, богато украшенным рельефами. Начиная с 1240 года и в течение всей второй половины 13 века, собор претерпевал реконструкции, в результате которых собор приобрел выраженные готические очертания.
Вплоть до Первой мировой войны собор был открыт для прихожан, правда уже под названием «Старый Собор святого Викентия», так как к тому времени уже была построена новая церковь, посвященная святому Викентию.
Самая древняя часть здания - единственный пролет западной части первоначального здания. По его бокам высятся две восьмиугольные в плане башни различной высоты. Части сооружения, близкие к фундаменту, восходят к первой половине 11 века, в то время как верхние архитектурные элементы относятся к готической эпохе (14 век). Верхняя часть южной башни была уничтожена в 18 веке, шпиль северной башни также поврежден. Между башнями, поверх портала находится высокая капелла, покрытая арочным сводом, которая получила название «Святой Марии Порты»; в эту капеллу ведет красивая винтовая лестница, расположенная в южной башне. Древняя стена фасада украшена пилястрами, лучше сохранившимися в верхних ее частях.
Шедевром романской архитектуры является тимпан, состоящий из пяти горизонтальных ярусов, содержащих сцены Страшного Суда:
*Первый уровень: избранников перед дверью в Небесный Иерусалим встречает Христос, вместо традиционного для иконографии этой сцены апостола Петра. Таким образом, на тимпане Христос фигурирует дважды, что в подобных сценах встречается очень редко. Архангел Михаил отделяет избранников от проклятых, в то время как последних тащит и толкает крылатая фигура дьявола.
*Второй уровень: восстание усопших из могил; могилы представлены саркофагами, руки людей сложены в молитвенном жесте.
*Третий уровень: двадцать четыре фигуры в ореоле, вероятно, апокалипсических Старцев, хотя их традиционные атрибуты здесь не представлены.
*Четвертый уровень: Мария со святым Иоанном Богословом, сопровождаемые ангелами, выступают «адвокатами» душ; им содействуют апостолы, выстроенные в два ряда по 5 человек; Иуда Искариот не представлен.
*Пятый уровень: в центре различимы контуры фигуры Христа, а верхней части – ореола, фланкированного ангелами и херувимами; ниже, возможно, остатки рельефного изображения руки Христа.
Перед порталом расположен нартекс; здесь можно встретить как романские, так и готические элементы, а также результаты многочисленных более поздних реставраций. Он разделен двумя арками на три пролета, своды которых поддерживаются пилястрами. Двери расположены в четырех проемах, завершающихся тройными полукруглыми архивольтами в северной и западной стенах помещения. Важным элементом декора выступают романские капители и основания колонн.
Портал в стиле пламенеющей готики относится к 15 столетию. Его масса служит контрфорсом для нартекса, то есть поддерживает его стену. Повышение уровня грунта привело к поднятию паперти – непокрытой площадки у храма, и для достижения пола нартекса, который на два метра ниже, теперь необходима лестница. Фронтон добавлен в 1857 году.
В конце 20 века собор был отреставрирован и открыт для посещений.