С 15 января 2001 г. мир парижских музеев стал богаче еще одним направлением. Открытый в 1889 г. Музей азиатского искусства Гиме – не новое музейное заведение. Но недавно закончившиеся реставрационные работы и архитектурные перестройки, а также глубокая реорганизация коллекций придали столетнему музею новую молодость, сделав из него, по словам его директора Жан-Франсуа Жарижа, «один из крупнейших музеев азиатского искусства в мире»
Музей, появившийся на свет благодаря желанию богатого лионского коллекционера и промышленника Эмиля Гиме, намеревавшегося представить своим соотечественникам образцы религиозного искусства стран Азии и Востока, с самого начала хранил в неоклассическом здании на авеню Иена в Париже богатое личное собрание своего создателя, которое в основном иллюстрировало религиозную иконографию. Это направление после смерти Гиме было постепенно изменено, и музей, относившийся с 1927 г. к Дирекции музеев Франции, стал представлять искусство стран Азии, которое Европа открывала для себя в то время. Перенос богатой коллекции кхмерского искусства из Музея Индокитая на Трокадеро, закрытого в 1935 г., а также собрания азиатского искусства из Лувра в 1945 г. окончательно утвердил призвание музея.
Работы по переустройству музея, начавшиеся в 1990-е гг., были предприняты именно в связи с желанием переменить подобный подход к постоянной коллекции. Они шли на протяжении пяти лет и затронули саму архитектуру здания. Полезная площадь, ранее представлявшая 10 236 м2, увеличилась до 12 709 м2, а внутренний двор, ставший более освещенным, балконы и галереи, обрели новую централизованную структуру. Новая архитектура позволила по-новому осмыслить музеографическое решение, ставшее более простым и доступным, построенным одновременно по хронологическому и географическому принципу.
На первом этаже располагаются коллекции, посвященные Индии и Юго-Восточной Азии, а искусство Китая, Японии и Кореи можно видеть на следующих этажах. Посещение идет по хронологическому принципу, от самых старинные предметов до более «современных».
Новый музей располагает пятью уровнями, где прекрасно представлены испытывавшие влияние Индии страны Юго-Восточной Азии, искусство которого воплощено в величественных брахманических скульптурах из гранита и бронзы, а также в элементах архитектурного декора храмов и буддистских памятников, напоминающих великолепие Ангкора (Камбоджа) и Боробудура (Индонезия).
Войдя в музей, посетитель сразу же встречается с индийской мифологией, представленной монументальной коброй с семью головами, прибывшей в Париж непосредственно с «дороги гигантов» Ангкора. Это, пожалуй, наилучший способ начать знакомство с культурой Индокитая, родившейся из взаимопроникновения различных влияний, религий и языков, а также местных традиций.
Но связью между разными уровнями музея, в частности, между индийской культурой и сино-японской, осуществляет, несомненно, буддизм. Великолепный бюст Будды из розового гранита, выставленный в индийском зале, как и бронзовая статуя медитирующего Бодхисатвы (того, кто мечтает достичь состояния Будды) из корейской коллекции и расписанные тибетские ткани, или же знаменитые танка на втором этаже, рассказывающие истории из жизни Будды, несут единое послание, единое видение мира, объединяющее самые разные эстетические подходы. Богатство залов на верхних этажах состоит и в предметах светского искусства, как, например, керамике, мебели или прекрасной огромной ширме династии Цин (1621), на которой заканчивается визит музея.
Но он не завершается навсегда, поскольку посетители все чаще приходят посмотреть на витрины преображенного музея, навсегда пораженные величественностью, таинственностью и красотой выставленных предметов искусства.