Кафедральный собор святого Викентия расположен в самом центре древней части города. История возникновения собора ведёт отсчёт с 4-5 веков, она довольно непроста, и факты известны далеко не все. Установлено лишь, что самая первая церковь на этом месте была построена на руинах галло-романского храма - об этом свидетельствуют найденные на территории уже современного собора священная статуя Меркурия, алтарь Марса и изображения (возможно) Марка Аврелия.
Первоначально церкви покровительствовал святой Стефан, затем – святой Викентий, причины смены святых покровителей неизвестны. Эту церковь разрушили сарацины, а восстановил Карл Великий в 813 году.
Западный фасад (со стороны рыночной площади святого Викентия, 19 век) стал первой частью собора, принявшей неоготический стиль: новый фасад с балконом и круглым витражом на фронтоне возвели на месте разрушенного древнего с романской колокольней. По бокам располагаются две 42-метровые башни в стиле пламенеющей готики, построенные по проекту лионского архитектора Антуана Шеванара взамен разрушившихся старых. Верхние части башен украшают скульптурные изображения святых Георгия, Лаврентия, Викентия, Марты, Павла; это - покровители Шалона и его окрестностей, все статуи выполнены мастером Этьеном де Саптом.
В интерьере здание собора трёхнефное, в центральном нефе элементы романского стиля (опоры, 12 век) сочетаются с пламенеющей готикой (каннелированные пилястры). В стенах второго этажа расположен сквозной трифорий, на третьем этаже также находится галерея с ажурной балюстрадой. 24-метровые стрельчатые своды венчают неф, семь пролётов которого завершаются интересной деталью: крупной типично готической «розой» в романской арке, которая отделяет основной неф от трансепта. Это свидетельство того, что когда-то неф был относительно низким, романским, а вместо сводов над ним возвышался плоский потолок. Капитель одной из колонн северной части нефа декорирована изображением легенды о Каине и Авеле.
Ещё одна колонна посвящена Александру Македонскому – её капитель изображает высокомерного полководца, который пытается преодолеть границы неба, летя на грифонах.
Интересен факт: зодчие, строившие собор, подобрали параметры таким образом, что если их выразить в местных единицах измерения 11 века, они будут кратны священным числам 3 (ширина) и 7 (длина). В боковых нефах располагаются капеллы, посвящённые различным святым (15 и 16 века), снова представляющие разнообразие направлений: здесь можно наблюдать как романский стиль, так и пламенеющую готику в чистом виде и в сочетании со стилем эпохи Возрождения. В интерьере одной из капелл находится хорошо сохранившаяся яркая фреска конца 15 века с изображением Успения Богоматери.
В средокрестии (той части собора, где неф пересекается с трансептом) можно увидеть колонны и арки романского стиля, над ними высится готический свод. Изначально помещение освещалось с трёх сторон: с запада свет проникал сквозь круглый витраж-«розу», а с севера и юга – через двойные окна с расположенными над ними дополнительными круглыми окошками, которые теперь закрыты. В помещении хоров – также романский стиль, но более утончённый; здесь продолжается трифорий, который становится воздушнее по сравнению с тем, каким он был в нефе. Вторая галерея хоров, расположенная выше, изначально спроектирована без балюстрады, но в 14 веке её частично добавили. Помещение, где расположен алтарь, выполнено полностью в готическом стиле; с 1965 года его украшает большой брюссельский гобелен 16 века с изображением сцен из Библии. Интересны также скульптуры и витражи собора.
Собор святого Викентия открыт для свободного посещения круглый год, с 10 до 18 часов. Добраться до площади святого Викентия, на которой расположен собор, удобно пешком из любой части города, например, от набережной de la Poterne по улице Poissonerie.