Картезианский монастырь Гранд-Шартрёз находится в 3 километрах к северо-западу от деревни Сен-Пьер-де-Шартрёз и в 26 километрах к северу от Гренобля. Монастырь закрыт для посетителей, но неподалеку от него находится музей, в котором воссозданы кельи монахов. Путь от музея к стенам монастыря можно проделать лишь пешком.
Монастырь был основан весной 1084 года святым Бруно Кёльнским, который решил обосноваться в пустынной местности у подножия горы Гран Сом, достигающей высоты 1000 метров. Первые, предположительно деревянные, постройки – дом для монахов и дом настоятеля, а также каменная церковь – находились в 2 километрах к северу от нынешнего монастыря. В наши дни от них ничего не осталось.
В годы Великой французской революции монастырь был закрыт: у ордена картезианцев не осталось во Франции ни одной обители. В 1816 году картезианцы вернулись в монастырь, но в 1903 году он был вновь закрыт, а монахи переехали в монастырь Фарнета в Италии. Летом 1940 года картезианцы вновь возвратились в Гранд-Шартрёз. В годы Второй мировой войны монахи укрывали в монастыре евреев, а в период последовавших за освобождением страны чисток, наоборот – бывших коллаборационистов.
В связи с развитием туризма в послевоенные годы монахи даже стали подумывать о том, чтобы перебраться в более спокойное и уединенное место. Однако проблема была решена иначе: в двух километрах к югу от монастыря в здании, служившем монастырской лечебницей, в 1957 году был открыт музей с тем, чтобы удовлетворить любопытство всех желающих.
Сам монастырь представляет собой обширный комплекс построек. У входа в монастырь расположена построенная в 19 веке церковь, которая освящена в честь Богоматери из Ла-Салетт (местечко в департаменте Изер, где в 1846 году произошло явление Богородицы). За ней находится бывшее здание прачечной, в которой сегодня размещаются кельи монахов. В 20 метрах правее от нее стоит церковь Воскресения.
Рядом с парадным двором находится внушительных размеров сооружение, сложенное из массивных каменных блоков. Это здание, построенное в 16 веке, служило для приема почетных гостей, в частности, настоятелей картезианских монастырей.
В семи двухэтажных корпусах, выстроенных в одну линию, располагаются кельи для руководства монастыря: управляющего делами общины, его заместителя, секретаря верховного настоятеля и других. В последнем, более просторном корпусе, размещается резиденция настоятеля. Корпуса связаны между собой тремя расположенными одна над другой галереями.
На заднем плане помещается большое прямоугольное вытянутое сооружение – галереи, длина которых достигает 216 метров с севера на юг и 23 метров с востока на запад. С одной стороны к галереям примыкают отстоящие друг от друга на одинаковом расстоянии маленькие домики, в которых находятся 35 монашеских келий.
Северная часть галерей является самой старой и относится к 14 веку, а ее фундамент и вовсе датируется 12 веком. Южная часть была возведена в 16 веке. В пространстве между галереями и кельями располагается кладбище.
В монастыре также находится церковь с двумя колокольнями, которая была возведена в 1878 году. Она не выделяется ничем особенным, кроме красивого, выложенного ромбами, паркета, который характерен для всех картезианских монастырей. Справа от церкви находится построенная в 15 веке башня с часами.
Неподалеку находится столовая, строительство которой относится к 14 веку. Под зданием столовой находится парадный зал генерального капитула, в котором установлена статуя святого Бруно, а на стенах висят портреты всех настоятелей монастыря.
Для того чтобы не нарушать уединение монахов, на порядочном расстоянии от келий находятся различные служебные постройки – мельница, гараж, конюшни, кузница, столярная мастерская и так далее.
Изначально жизнь в монастыре обеспечивалась за счет разведения овец и выращивания овощей и некоторых зерновых культур. С 12 века, благодаря разработке рудников, в монастыре стало развиваться кузнечное дело. С 19 века наибольшую славу и материальную поддержку монастырю приносит ликер Шартрёз, который производят монахи.
В свое время в монастырь Гранд-Шартрёз нередко наведывался Стендаль: считается, что эти поездки вдохновили его написать роман «Пармская обитель». Монастырь также нередко упоминается в произведениях Оноре де Бальзака, например в романе «Альбер Саварюс», главный герой которого принял решение уединиться в Гранд-Шартрёз.