Бургундский город Везле (15 километров на запад от Авалона) – один из важнейших центров романского искусства в мире. Здесь расположена знаменитая базилика святой Магдалины.
Аббатство Везле, давшее жизнь одноименному городу, имеет долгую и интересную историю. Еще во времена ранних христиан здесь существовала молельня, но толчком к развитию религиозного центра послужило основание в 9 веке бенедиктинского мужского монастыря, который расположился на высоком холме и был хорошо защищен от военных нападений. Первая церковь этого монастыря была освещена в 878 году, а в середине 11 века сюда переместили легендарные мощи Марии Магдалины. Вскоре монастырь перешел в подчинение крупнейшему во Франции аббатству Клюни, что в купе с растущим потоком паломников, желающих поклониться мощам известной святой, способствовало росту статуса Везле. Развитию Везле также способствовало и то обстоятельство, что к середине 12 века оно превратилось в один из важнейших пунктов на паломническом пути к Сантьяго-де-Компостела. Важно также отметить, что именно в Везле святой Бернар Клервосский в своей знаменитой проповеди призвал христиан ко второму крестовому походу.
В 1162 году аббатство Везле вышло из-под контроля Клюни, и стало относиться к епископству города Отёна. Вскоре после этого случился большой пожар, уничтоживший крипту и хоры, что повлекло за собой новые реконструкции. Были возведены хоры и трансепт в новом, только зарождающемся в то время готическом стиле. В 13 веке после добавления к нефу аркбутанов церковь приобрела облик, который, несмотря на многие перипетии ее долгой истории, сохраняется и по сей день.
По иронии судьбы примерно в то же время, когда архитектура аббатства достигла своего апогея, были обнаружены «истинные» останки святой Магдалины в церкви святой Магдалины в городе Сен-Максимен-ла-Сент-Бом, что в конечном счете привело к упадку аббатства. Постепенно оно превратилось в заброшенный провинциальный монастырь, а в 16 веке по указу папы аббатство Везле было распущено, а его церковь превратилась в коллегиальную. Спустя некоторое время в разгар религиозных войн, протестанты разорили церковь, сожгли реликвии и разбили скульптуры порталов. В конце 18 века статус церкви был понижен до приходского храма, а в эпоху Французской Революции она претерпела новые разрушения, на этот раз от рук революционеров.
Знаменитый французский писатель Проспер Мериме, путешествующий по Бургундии в 1840 году, обнаружил руины аббатства, когда-то одного из крупнейших во Франции, и добился, чтобы они были признаны историческим памятником. В течение двадцати с лишним лет знаменитый архитектор и исследователь средневекового искусства Эжен Виолле-ле-Дюк реставрировал аббатство Везле, завершив работу в 1861 году. В результате проведенных им реконструкций архитектура Везле несколько утратила свои первоначальные черты, которые начиная с 1997 года по настоящее время постепенно восстанавливаются учеными и реставраторами. В 1945 году церковь вновь стали использовать монахи, а в 1979 она вошла в список архитектурных сооружений, охраняемых ЮНЕСКО. Каждый год Везле посещают тысячи туристов, желающих полюбоваться красотой романских и готических форм его архитектуры.
Церковь святой Магдалины состоит из трех частей: неф с десятью пролетами окружен трехпролетным притвором (с запада) и готическим трансептом с хорами, обрамленными галереей (с востока).
Фасад церкви весьма неоднороден. Он многократно разрушался и реставрировался, и различные его части относятся к разным эпохам: от 12 до 19 веков. На нижнем ярусе располагаются три портала романской постройки (12 век), но скульптуры их тимпанов были разрушены; центральный тимпан содержит композицию «Последний суд», произведенную в 19 веке, а боковые – и вовсе обнажены. Венчает центральную часть портала готический шпиц со скульптурами 13 века, а по бокам находятся основания колоколен, выстроенные в 12 веке. Только южная колокольня имеет завершение, относящееся к 13 веку; ее балюстрада была построена в 19 веке. Вторая колокольня церкви расположена к югу от средокрестия.
Войдя в церковь, попадаешь в притвор, состоящий из трех нефов. Практически вся его верхняя часть, включая своды и капители, была реконструирована в 19 веке.
Самым достопримечательным объектом в церкви является центральный портал притвора, ведущий в неф. Он относится к 12 веку и сохраняет свой первоначальный скульптурный декор. Тимпан этого портала украшен уникальной для европейского искусства сценой создания Церкви, с Христом, благословляющим апостолов обращать народы в новую веру. Вокруг Христа с апостолами, в окаймляющем тимпан полукруге, изображения различных народов – евреев, армян, византийцев, фригийцев, которых готовы обратить в христианскую веру апостолы Петр и Павел, фигуры которых расположены в середине полукруга.
Тематика этой скульптурной композиции напоминает о тех временах, когда базилика служила центром пропаганды крестовых походов. Тимпан обрамляют два ряда архивольтов с медальонами, содержащими знаки зодиака и изображения крестьянских занятий, соответствующих различным месяцам. Боковые порталы сохранились хуже центрального, но также относятся к романской эпохе. Их украшают различные библейские сцены.
Особый интерес представляют капители нижнего яруса, расположенные как в притворе, так и в нефе. Они представляют собой маленькие шедевры романской пластики, изображающие разнообразные библейские сюжеты.
Под хорами находится крипта, восстановленная после пожара в середине 12 века, в которой сохранилось несколько фресок 13 века.
Кроме церкви на территории аббатства можно увидеть несколько остатков романских зданий, перемежающихся с реконструкциями 19 века.