Аббатство Мозак располагается в городе Мозак (10 км к северу от Клермон-Феррана).
Это один из старейших и крупнейших монастырей Нижней Оверни. Благодаря своей романской архитектуре он включен в список исторических памятников и входит в маршрут клюнийских достопримечательностей.
Место для основания монастыря было выбрано благодаря хорошему водоснабжению района, которое также увеличивало его обороноспособность, а также позволило возвести мельницы. Аббатство было возведено на искусственной возвышенности, образованной древними развалинами. Старейшие части здания — крипта и западное крыльцо в каролингском стиле, а также некоторые другие фрагменты, построены с использованием более древних камней. В монастыре есть алтарь, относящийся к галло-римскому периоду (2-3 века).
Предполагаемая дата основания монастыря - 533-553 годы, а основателями надо считать святого Кальмина и его жену святую Намадию, которые привезли из своих паломничеств святые мощи. Останки самого Кальмина хранятся тут же, в аббатстве, внутри реликвария, украшенного знаменитыми лиможскими эмалями, причем это самый большой подобный реликварий в мире. В 764 году король Пипин Короткий (или в 848 году Пипин II Аквитанский) дарует аббатству мощи святого Австремония, крестителя Оверни, и с этого момента монастырь становится «королевским». Последующие государи подтверждают его привилегии. В частности, с ними связано наличие флер-де-лис (лилии – символа французской монархии) на гербе монастыря. В 11 веке, став частью сети аббатств Клюни, монастырь начинает терпеть убытки, однако вскоре после строительства романской церкви в 1165 году начинается его расцвет.
К началу 12 века сложился весь комплекс романских зданий аббатства, однако в 1477 и 1490 годах монастырь был разрушен серией землетрясений. Обрушились апсида, трансепт и верхняя часть нефа. От романской и протороманской церквей остался единственный неф со знаменитыми 47 капителями (фото), часть северного фасада и нижняя часть западного каролингского фасада. Остальное (хор, трансепт, клуатр и жилые здания) восстанавливаются отцом Рамоном Мерсено в новомодном архитектурном стиле — готическом. Для строительства употреблен типичный для этой местности вулканический вольвикский камень. В 1516 - 1524 году в готическом стиле был обновлен зал капитула. Рухнувшая кровля была восстановлена в 1741 году.
В 1790 году аббатство было упразднено, а его церковь станет городским приходским храмом. Большинство зданий и имущества монастыря было конфисковано и продано как национальное достояние. Президент апелляционного суда города Риома сделал комплекс своей резиденцией. Здания остаются в частной собственности до 2007 года, пока город Мозак не постановил их выкупить в муниципальное владение.
Комплекс монастырских зданий — один из самых крупных среди романских памятников, вдобавок, отличающийся необыкновенным артистическим качеством. В нефе сохранилось 45 романских капителей, сохранившихся, поскольку они не пострадали при землетрясении 15 века. (Однако встречаются и готические капители, установленные при позднем ремонте).
Романский хор, разрушенный тем же землетрясением, был перестроен в готическом стиле в два раза меньшем размере. Две из его ранних капителей были найдены в 1849 году при открытии крипты, на которую рухнуло святилище, третья была обнаружена в 1914 году (она оказалась вмонтированной в стену), а четвертая была продана музею Виктории и Альберта в Лондоне. Пятая оказалась замурованной в стену хора и вынута в 1983 году. Она обладает редким апокалиптическим сюжетом. Фронтон над замурованной дверью в южной части здания – единственная часть, оставшаяся на месте после землетрясения. Она изображает Деву во славе с Младенцем на коленях. По сторонам стоят апостолы и святые. На некоторых капителях остались следы полихромной росписи (фото). Музей каменных скульптур (Musée lapidaire) аббатства был основан в 1950 году и содержит значительную коллекцию романских скульптур и археологических находок из аббатства.
Реликварий святого Кальмина – одно из главных сокровищ аббатства. Это деревянный ковчег, отделанный множеством медных пластин с лиможской эмалью 12 века, украшенный изображением Христа, Мадонны и святых.