Это цистерцианское аббатство находится в 10 км к юго-западу от центра Нарбонны. До середины 12 века оно принадлежало монахам-бенедиктинцам. Оно было опорным пунктом альбигойского крестового похода. В середине 12 века к аббатству отошли земли сеньора Эмергарда де Нарбонн, а в 13 веке Оливье Терма. Историческим памятником аббатство было признано в 1862 году.
Аббатство было основано в 11 веке, когда Аймери II, виконт Нарбонны, позволил обосноваться на своих землях монахам. Рядом бьют ключи, воду из которых можно пить. Когда-то они назывались - fons frigida. Соответственно, аббатство получило сходное по звучанию название.
В ходе реставрации 1908 года не только выявили всю красоту залы, но и добавили несколько новых декоративных элементов, в частности, кованые решётки с изображением виноградной лозы и большой камин эпохи Возрождения, происходящий, вероятно, из замка герцогов Монморанси в Пенесе, разрушенного по приказу Ришелье в 1632 году. Сейчас зал вмещает до 700 человек, он обладает прекрасными акустическими данными - здесь проходят концерты камерной музыки и сценические представления.
Так называемый двор Людовика XIV не может иметь никакого отношения к Королю-Солнцу, так как работы по его реорганизации были начаты не раньше 1775 года. Когда-то здесь находились столярная мастерская, кузница и водяная мельница. В восточной части располагались ученические корпуса, в южной части – молельни. Центром композиции была шахта, выдолбленная в песчаниках, которая служила цистерной для хранения воды. Именно той воды, которую брали из fons frigida – источников.
В 18 веке, когда монахов в аббатстве осталось совсем мало, было решено изменить планировку построек. Так, стали существенно меньше трапезная и парадный двор, который именно тогда обрёл нынешнюю, прямоугольную форму. Вместо ученических корпусов появляется дом настоятеля и оранжерея. Всё это вместе с тем по-прежнему объединяет фасад 13 века.
В цистерцианских аббатствах молельни ориентированы на восток, послушники, таким образом, живут в западной части монастыря. Для новообращённых был организован свой порядок пребывания в монастыре, чтобы они как можно меньше соприкасались с монахами. У них были свои, гостевые помещения и галереи, через которые они проходили на молитвы.
Сердце аббатства – клуатр, внутренний двор с арочной галереей. Во дворике разбит небольшой сад. Со стороны западной галереи просматривается световой колодец, цветочные бордюры и шпиль, венчающий церковь аббатства. Галерея решена в двух архитектурных стилях. Нижняя часть отмечена влиянием романского стиля. В частности, к романике отсылают двойные колонны с лиственным декором, поддерживающие маленькие арки с характерным изгибом. Перекрывала галереи конструкция с деревянным каркасом. Во второй половине 13 века, когда аббатство процветало, был добавлен ряд готических элементов, отвечавших вкусам времени. Романские колоннады снабдили высокими тимпанами, в которых находятся круглые элементы. Венчает конструкцию стрельчатая арка. Деревянные перекрытия заменили каменными.
В церковь аббатства можно попасть из южной галереи. Южная галерея – самая древняя. Колонны здесь сгруппированы в каждом пролёте по пять пар. Чередуется розовый, красный, белый, серый и зелёный мрамор. Капители колонн украшены растительным декором. Интересны своды, перекрывающие галерею. Вдоль галереи стоят каменные скамьи, на которых читали монахи. Здесь же находятся два бассейна для обряда омовения ног, который цистерцианцы отправляли еженедельно. Каждый день после окончания работ и до ужина монахи собрались здесь послушать настоятеля, которые зачитывал произведения отцов церкви. В периоды постов именно здесь сервировали лёгкие закуски, которые раз в день могли есть монахи. У входа в церковь стоит статуя Девы Марии с младенцем и корзиной роз. Рядом, под лестницей, хранились тексты книг, которые зачитывались. За дверью видна ризница.
Восточная галерея сделана без колонн и тимпанов. Отсюда можно попасть в Зал капитула, построенную в 1180 - 1280 годах. Центральный свод залы поддерживают мраморные колонны. Капители колонн украшены двумя рядами плоских стилизованных листьев, изображающих камышовый тростник, произрастающий в Бургундии. Интерьер зала похож на лес каменных колонн. За залом находится вход на кладбище, устроенного коммуной в 19 веке.
Высота церкви аббатства 21 м. Неф начали строить в 1145 году. Неф пятипролётый, перекрыт цилиндрическим сводом, который поддерживается прямоугольными опорами. Вдоль стен находятся кресла с высокими спинками, на которых сидели монахи. В южный придел открываются пять капелл, которые датируются 15 веком. В церкви сохранились витражи. По монашескому уставу, витражи должны были быть монохромными, в технике гризайли. По инициативе Гюстава Фойе, купившего эти земли и организовавшего в этих местах стекольный завод, в 1913 году витражи меняют на полихромные. Частично меняются сюжеты: так, в северном приделе появляется пять витражей, посвящённых житию святого Франциска Ассизского.
Трансепт строили после нефа, в конце 12 века. В 14 веке он был переделан. В глубине трансепта находится лестница, ведущая в дортуар. В него открываются по две часовни с каждой стороны. Дальние часовни имеют каждая по апсиде. По ступенькам можно подняться на хор, украшенный стрельчатыми арками. Здесь же находятся плохо сохранившиеся могилы, которые, предположительно, могли принадлежать виконтам Нарбонны.
Над залом капитула в 13 веке были построены спальни монахов. В 1910 году они были превращены в музыкальный салон. Соответственно, появилась фреска со сценой музицирования и витражи на этот сюжет.
Трапезная находилась у северной галереи клуатра, она могла принять сорок монахов. В конце 18 века рядом пристроили новое здание кухни. С 1910 года трапезная использовалась как летняя столовая.
В аббатстве находится прекрасный розарий. Раньше здесь было кладбище, где хоронили монахов, рядом же хоронили благодетелей церкви. В начале 20 века здесь был разбит розарий: более 2500 розовых кустов одиннадцати оттенков. За розарием находится сад святого Фиакра, где сочетаются английские розы и растения, характерные для пустоши.
В начале 20 века аббатство было выкуплено семьёй Фойе. Оно до сих пор принадлежит этому роду, который бережно сохраняет историческое наследие. Фойе фактически спасли это место, так как его разбирали по камням, а клуатр вообще собирался выкупить Институт Рокфеллера и вывезти в Америку.