Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Египет >> Каир

Коптский музей - Египет , Каир


Коптский музей



Среди многочисленных достопримечательностей египетской столицы особое место занимает Коптский музей, где собрана самая богатая в мире коллекция произведений коптского искусства.

Копты – это христиане, жившие в Вавилоне Египетском, на месте которого и возник Каир. Само слово «копт» происходит от греческого «айгюптос» и означает «египтянин». Считается, что именно копты – прямые наследники древних египтян, потому что на протяжении веков они не вступали в браки с мусульманами. Первые христиане появились в Египте в I веке, массовое обращение в христианство произошло в III веке.

Коптский музей


Коптская культура удивительным образом сочетает египетские, греческие и христианские традиции. У коптов сохранился свой язык, который используется при богослужениях. Коптская община составляет сейчас около 10% 80-миллионного населения страны.

Коптский музей


Коптский музей был официально открыт в 1910 году. Его основатель и первый директор Маркус Симайка Паша (1864-1944) на протяжении многих лет собирал артефакты коптской культуры. Он занимал высокую должность в Египетском управлении железных дорог и был одним из руководителей Совета коптской общины, а также Комитета по защите памятников арабского искусства. В 1908 году Симайка получил благословение от коптского патриарха на строительство музея для хранения коптских древностей на месте, выделенном для возведения церкви. Это место замечательно тем, что рядом расположены несколько древних церквей, в одной из них, церкви святого Сергия (Абу Серга), согласно преданию, скрывалось святое семейство во время бегства в Египет. Перед музеем стоит башня времен римского императора Траяна.

В качестве образца для фасада музея Симайка избрал каирскую мечеть аль-Акмар, возведенную в 1125 году, – тем самым он хотел подчеркнуть единство египетской культуры. В интерьере старого здания музея есть элементы общие для коптов и мусульман: резные деревянные панели на окнах (машрабия), цветные витражи и росписи на потолках, фонтанчики во дворе, инкрустированные цветным камнем.

Основу экспозиции музея составила личная коллекция директора. Сюда стекались реликвии из церквей и монастырей со всех уголков Египта. Симайка ушел в отставку в 1931 году, когда музею был присвоен государственный статус. В 1939 году музею была передана коллекция коптских памятников из Египетского музея, затем фонды существенно увеличивались за счет археологических раскопок. В 1947 году к нему было пристроено новое здание. В тот же год перед входом в музей был установлен бюст Маркуса Симайки работы замечательного русского скульптора Бориса Оскаровича Фредман-Клюзеля (1878-1959), жившего в Египте.

Сейчас фонды музея насчитывают 16 тыс. единиц хранения, в 29 его залах представлены 1200 экспонатов, относящихся к периоду становления христианства. Это иконы и фрески, архитектурные элементы и гобелены, церковная утварь и старинные манускрипты.

Самый ранний экспонат датируется II веком – это каменная стела из Ком Абу-Билло, посвященная воскрешению Христа, в которой причудливо переплелись древнеегипетская и христианская символики. Здесь же можно увидеть две иконы с изображенным на них святым Христофором, с головой шакала, скопированной со статуэтки древнеегипетского бога Анубиса. По преданию, Христофор был очень красив и, чтобы избежать соблазнов, попросил у бога дать ему звериную голову.


Несколько залов музея посвящены древним монастырям. Здесь выставлены каменные фрагменты храмов, скульптуры, иконы, барельефы, фрески из монастыря святого Иеремии в Саккаре (основан в VI веке и разрушен в X веке), Бавитского монастыря святого Аполлона (основан в VII веке). Раскопки Бавитского монастыря близ города Асьют в 300 км к югу от Каира проводились в начале XX века французами. Кстати, в Лувре есть немало экспонатов из этого монастыря.

В собрании древних рукописей насчитывается больше 6 тыс. листов. Гордость музея – единственная полная копия псалмов Давида, относящаяся к V веку.

Целый зал отведен «Библиотеке из Наг-Хаммади», названной так по месту находки. В конце 1945 года в районе этого египетского селения в глиняном горшке в кожаных футлярах были обнаружены 1200 рукописных папирусных листов, датируемых IV веком. Тексты являются переводом с греческого на коптский, оригиналы книг восходят к III, II вв. и даже, возможно, к концу I века. Собрание содержит 53 сочинения древних гностиков, чье учение подвергалось гонениям со стороны руководства коптской и католической церквей. Это открытие произвело эффект разорвавшейся бомбы в сообществе историков и теологов, помогло ученым пролить свет на историю возникновения христианства и дальнейшего его развития не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Среди текстов этой древней коллекции есть документ, ставший подлинной сенсацией – евангелие от Фомы. Время захоронения кодексов совпадает с указом архиепископа Афанасия Александрийского об уничтожении неканонических текстов.

Среди недавних самых известных поступлений – доставленные в музей в 2006 году 13 папирусных листов так называемого евангелия от Иуды, которое было найдено в районе города Эль-Минья в 1970 годы и незаконно вывезено за пределы Египта. Рукопись, датируемая III-IV вв., сменила несколько владельцев в Европе и Америке и в 2000 году была куплена швейцарским частным фондом. Эта организация совместно с Национальным географическим обществом США осуществила реставрацию и консервацию папирусов. Правда, некоторые исследователи не согласны с официальной версией обретения апокрифа и считают, что этот текст также находился в Наг-Хаммади, но был сразу же украден.

Экспозиция Коптского музея не исчерпывается религиозной тематикой. Широко представлено ткачество, вышивка, золотое шитье. Найдены ткани с тематикой из греческой и римской мифологии, – самые древние датируются IV веком. Интересно посмотреть на отлично сохранившиеся золотые монеты VII века, большое внимание привлекает полуметровая бронзовая скульптура орла со склоненной влево головой, датируемая III-IV вв. Один из самых трогательных экспонатов, подчеркивает ИТАР-ТАСС, – каменная стела V-VI вв., покрытая затейливой искусной резьбой, с надписью по-гречески в верхней части: «Не горюй, Мириам».




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
1+2=
*
Введите сумму двух чисел.