"При входе в сад создается настроение", - писал Цзи Чэн, автор трактата "Устроение садов" (1634). Чтобы увидеть живую иллюстрацию классических строк, непременно стоит посетить этот сад, расположенный в левобережной зоне реки Хуанпуцзян, среди кривых улочек старого Шанхая. Лучшее время для этого – раннее утро. К моменту открытия сада в кварталах, образованных многочисленными домиками в традиционном китайском стиле, царит веселая суета. В чистом, бодрящем воздухе носятся вкусные ароматы ресторанчиков и закусочных, открываются сувенирные лавки. Неожиданно стены домов расступаются, и вы не замечаете, как оказываетесь у цели своего путешествия.
Эту часть называют наружным садом. В отличие от основной территории она не обнесена стеной, и это составляет ее своеобразие. В центре располагается пруд Лотоса, невероятно красивый в лучах утреннего солнца. Золотые блики, отбрасываемые водой, придают благородный оттенок красным лаковым павильонам, окружающим берега.
Название сада Радости по-китайски звучит "Юйюань". Его нередко переводят еще как "праздность", "отдохновение". Сад имеет трогательную и немного печальную историю. Богатый сановник Пань Юаньдуань начал его строительство в 1577 году, отправляясь на службу в далекие края. Юйюань должен был послужить утешением его престарелым родителям, вынужденным надолго расстаться с сыном, но строительство затянулось на 20 с лишним лет, и стоило Паню всего его состояния. В 1760 году гильдия шанхайских купцов выкупила владение у разорившегося семейства и, ценя сыновнюю почтительность (одну из главных добродетелей в глазах китайцев), более ста лет бережно хранила первозданный облик сада, используя его в качестве клуба. В середине XIX века в ходе антиправительственных мятежей сад был разрушен, и вскоре после образования КНР, в 1956 году, администрация Шанхая приступила к его реставрации. Сохранились старинные гравюры и планы, некоторые ценные детали, благодаря чему сад возрожден практически в своем первозданном виде.
Открытый сад, образованный Лотосовым прудом и его набережной, с двух сторон граничит с закрытым, обнесенным, по китайской традиции, стеной. Вход во внутренний сад отделен небольшим водным каналом, который оформлен каменными глыбами и напоминает горную реку. В горах, где обитают Бессмертные, следует искать источник всякой мудрости. Это место в саду является перекрестком миров. Над каналом перекинут полукруглый мост, вместе со своим отражением символизирующий лунный диск. Он покоится на шести опорах – шести измерениях внешнего мира (юг, север, запад, восток, верх и низ). Перед тем как пройти по Лунному мосту, символически пересекая границу между человеческим и высшим, духовным миром, не лишне напомнить себе о том, что идеальный с точки зрения китайцев сад устроен таким образом, что посетитель "не замечает, как подпадает в сад" и "не может без посторонней помощи из него выйти". Затейливая планировка Сада Радости в полной мере следует этому правилу. Не смотря на то, что его площадь – всего около 4 га, здесь можно провести не один час, "вольно скитаясь душой" среди обители Сяней (небожителей). Сад разделен на 6 частей, соединенных затейливыми переходами и зрительно изолированных друг от друга. Разделительные стены и галереи – не только часть художественного замысла, но и способ придать космической энергии ци "правильное" течение. Стена с примыкающей к ней галереей имеет черепитчатую кровлю. Ее сходству с чешуей мифического дракона китайцы придавали особое значение: считалось благоприятным, если сад устроен таким образом, чтобы мудрый влиятельный дракон контролировал его пространство. Это сулило владельцам удачу и процветание во всех жизненных сферах. "Стена дракона", увенчанная скульптурным изображением его головы, подчеркивает благоприятную символику.
Живописные пейзажи, устроенные в уголках этого замысловато спланированного сада, полны философского и магического смысла, что понятно даже по их названиям: "Башня десяти тысяч цветов", "Павильон расцвета весны", "Величественная гора", "Скала Нефритовое изящество". Назначение и символика таких пейзажей в китайских садах многослойна. Многие из них создавались для любования садом в определенное время года или суток, в то же время они являются сентиментальной коллекцией дорогих владельцу сада впечатлений, вызванных прочтением стихов, путешествиями, важными событиями жизни, составляющими его духовный опыт. Часть композиций отсылает нас к сокровенным чаяниям хозяина владения, служит выражением его надежд. Например, Павильон Трех ростков, или Трех колосьев: его двери украшены резьбой с изображением колосьев риса, пшеницы, початков кукурузы, тыквы и фруктов. Галерею, окружающую строение, поддерживают колонны с растительными и животными орнаментами, в которых скрыты иероглифы, выражающие надежду на благополучие, богатство, долголетие и счастье. Таких колонн здесь 8. Если произнести "восемь" по-китайски вслух, получится "драгоценность" - звучание этих слов совпадает фонетически, поэтому 8 считают числом, которое сулит неуклонный рост процветания. Да и сама расшифровка иероглифов, означающих название павильона, содержит обращение к высшим силам о ниспослании богатого урожая.
Восточный и западный сектора сада "энергетически уравновешены" расположенными здесь скальными композициями. На западе привлекает внимание группа камней Нефритовое изящество (Юйлинлун). В ее центре располагается четырехметровая скала, привезенная с озера Тайху. Такие камни ценились в садах Китая наравне с драгоценностями. Ученый китаевед В.В. Малявин в своей книге "Сумерки Дао" рассказывает, что такой камень трогали, гладили, по нему стучали специальными палочками, так как он обладал собственным звучанием. В этом смысле садовые камни воплощали в себе важный эстетический принцип живописи, по оценкам китайских знатоков, живопись мастера должна была "звучать", т.е. рождать звуковые ассоциации у зрителя.
Стоимость их можно сравнить с ценами античных статуй в Европе. Подземные ручьи озера точили каменную породу, создавая причудливые формы и пустоты внутри. В таких камнях ценилась, прежде всего, красота их внутреннего пространства, изящная форма пустот. Скала Нефритовое изящество – один из двух самых дорогих и красивых камней в садах Китая, он был поднят со дна озера еще в VII или VIII веке и в течение долгого времени хранился в императорской сокровищнице, настолько китайцы ценили его красоту.
В восточной части сада раскинулся искусственный горный массив "Величественная гора" (Дацзяшань) высотой 14 метров. Горный пейзаж с петляющими по уступам тропинками, пещерами и гротами – обитель бессмертных сяней. Находясь здесь, непосредственно постигая красоту горного приюта, можно возвыситься духом, немного приблизившись к состоянию Бессмертных, которые не едят злаков, вдыхают ветер, пьют росу и способны умчаться на облаках на пределы четырех морей. Такие пейзажи в садах Китая непременно выполняются очень замысловатыми. Как и в камнях с озера Тайху, здесь ценятся сложные формы – уступы, гроты, пещеры – намекающие на внутреннее пространство горы, ее скрытую от глаз сущность.
Каждый, кто посещает Сад Радости, выносит отсюда свои впечатления. Одних привлекает обилие красот и исторических ценностей: древние деревья, старинные скульптуры, заботливо воссозданная архитектура. Другие уносят в своем сердце впечатления от встречи с миром неведомого, приобретая бесценный духовный опыт. Но ощущение потерянного даром времени, уж точно, не грозит никому. Сад словно рождает таинственную силу, частицу которой можно унести с собой и сделать одним из сокровищ своей души.
Адрес : КНР, Шанхай, 132. Anren Street. Автобусы: 11, 26, 64, 730, 926, 980, 932.
Тел.: +86 (0) 21 6355 5032
Сады открыты ежедневно с 8:30 до 17:00.