Вход для пользователей
E-mail: 
Пароль:   
 запомнить меня
регистрация   забыли пароль?
  Главная   Страны   Новости   Статьи   Фото галереи
>> все страны >> Белоруссия >> Гомель

Кафедральный собор Петра и Павла - Белоруссия , Гомель



Гомельский кафедральный собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла - один из самых величественных православных храмов в Белоруссии. Он является выдающимся памятником зрелого классицизма в культовой архитектуре, одним из немногих дошедших до
наших дней. Собор расположен на высоком мысе, образованном рекой Сож и Киевским спуском. В пространственном построении здание представляет собой образец крестово-купольной архи­тектуры. Высота собора около 25 метров. В плане - это вытянутый четырехконечный крест с развитым трансептом,*коротким средним нефом и небольшими ризницами по обе стороны алтарной части. Среднекрестие венчается величественным куполом на высоком световом барабане, который в интерьере опирается на четыре столба. Крылья трансепта и средний неф завершены двускатными крышами. Четыре дорических шестиколонных портика на торцах и ряды полуколонн по бокам нефа увенчаны фризом. В оформлении фасадов использованы основные классические элементы декора: триглифы на фризе, полукруглые сандрики оконных проемов барабана. Удивительной своеобразно сложилась судьба Петропавловского собора.Идея возведения собора принадлежала владельцу Гомельского имения гра­фу Николаю Петровичу Румянцеву. Находясь на высоких государственных постах Российской империи, Николай Петрович финансировал строи­тельство церквей, школ, аптеки, больниц и других каменных зданий Гомеля. В сооружении Гомельского Петропавловского собора (по мнению известного историка В. Ф.
Морозова) заказчик хотел видеть напоминание о лучших образцах классической архитектуры - Казанского собора в Петербурге, церкви Святой Женевьевы в Париже, собора Святого Павла в Лондоне. Строительство собора Петра и Павла было задумано Румянцевым еще в 1808 году. В историческом очерке "Город Гомель" под авторством Жудро, Сербова, Довгялло указывается, что 24 марта 1808 года Н. П. Румянцев обратилсяк архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить "устроить" в Гомеле каменную церковь. К письму прилагался проект итальянского архитектора Джона Кларка. Уполномоченным по этому делу был назначен управляющий Гомельским имением полковник Яков Максимович Фон-Фок. Духовная консистория одобрила проект, и архиепископ наложил на прошение резолюцию: "На зало­жение церкви грамоту изготовить", о прописанных же в доклад обстоятель­ствах я представляю себе снестись с Его сиятельством или полномочным Его господином полковником, надеюсь получить от них и по начатии строения полное на всё то согласие, что им на законном основании предложено будет". На основании храмозданной грамоты, по прочтении ее перед народом, 18 октября 1809 года церковь Святых апостолов Петра и Павла была заложена прото­иереем Иоанном Кононовичем Григоровичем "с гомельским и посторонним священством". Строительство шло вплоть до 1812 года. Взлет карьеры Н. П. Румянцева и война 1812 года отвлекли от сооружения
возведенного почти под крышу здания Петропавловской церкви. И только в начале 1815 года строи­тельство возобновляется. Заключается контракт с купцом Новозыбковского повета Василием Никитичем Петуховым, в котором есть такие слова: "Строящуюся поныне в местечке Гомеле каменную церковь с колокольнею обязуюсь я каменною работой по назначенному плану и по указанию архитектора Кларка докончить чистою прочною отделкою". При этом проект был немного откорректирован и "контракт на отстройку церкви заключен с уменьшением противу прежней цены осьми сот рублей потому, что по новому плану колокольня немного ниже". Одновременно на поставку кирпича для постройки церкви подрядили крестьянина Спасовой Слободы Трифона Ивановича Кожемякина.
Для изготовления кирпича экономией графского имения специально был построен кирпичный завод. "Завод сей будет на Ипути подле Пахомова монастыря, откуда удобно доставлять кирпич в Гомель водой". В 1816 году кладка стен была завершена. Здание покрыли листовым железом. В 1818 году закончили крыльца с наружными лестницами, устроили внутреннюю лестницу на колоколь­ню, начали отделку церкви внутри, огородили церковный двор. В февра­ле 1818 года архитектор И. Дьячков отправился в Москву, получив от уп­равляющего Дерябина следующие наставления, связанные с обустрой­ством церкви: "Во время пребывания
твоего в Москве старайся снять не­сколько рисунков с иконостасов в на­туре и достать таковых от архитек­тора.Эти рисунки должны быть из числа богатых, посредственных и про­стых, в резьбе и позолоте, но все в хорошем новейшем вкусе". Укра­шение храма длилось несколько лет. Н. П. Румянцев лично участвовал в строительстве и особенно в вопросах убранства Петропавловской церкви. Главный иконостас храма был укра­шен колоннами дорического стиля и иконами, пожертвованными самим Румянцевым. Н. П. Румянцев пожертвовал также для своего детища много церковной утвари.Величайшей Святыней храма была частица мощей Святителя Николая, а также частицы мощей Святых, завещанные основателем церкви.В хранящейся ранее в алтаре грамоте (на пергаменте) об этой Святыне записано следующее:"Благоговея к Всевышнему, государственный канцлер граф Румянцев при­носит в достояние Гомельской соборной церкви во имя Верховных апостолов Петра и Павла, иждивением его устроенной, часть мощей Святителя и Чудо­творца Николая, в ковчеге перламутровом, который оправлен золотом, также части мощей Святых Православной Греческой и Российской Церкви, в двух серебранозлащенных киотах.Считая со своей стороны нужным до кого сие касается, удостоверить, что мощи Святителя Николая приобретены графом Румянцевым от княгини Елисаветы Захаровны Кантаккузеной, известной по знаменитости рода своего и благочестивой жизни, а другие достались ему в
наследство: он желает, что сия Святыня, посвящаемая им Храму Божию, оставалась в оном неотъемлемо и в на­стоящем своем виде на вечные времена.В уверение сего подписом руки своей с приложением печати свидетельству­ет граф Николай Петрович Румянцев в Гомеле 1824 года марта 17 дня".
Обращаясь к архиепископу Могилевскому Иосифу, Н. П. Румянцев в письме от 26 марта 1824 года просил разрешения освятить новоустроенную Петропавловскую церковь, заявляя: "Сим исполнив свой обет, я удовлетворяю лучшему желанию моего сердца".9/22 мая 1824 года в день ангела храмоздателя Н. П. Румянцева, в праздник Святителя и Чудотворца Николая "боголепно украшена и снабдена священными сосудами и облачением, прочею нужною утварью", церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла была освящена Иоанном Иоанновичем Григоровичем - протоиереем церкви собственного Его императорского величества Нико­лаевского дворца,главным редактором археологической комиссии, членом-корреспондентом Казанского университета, исследователем истории. После окончания Петербургской духовной академии (на средства Н. П. Румянцева) в 1820 году И. И. Григорович по просьбе отца И. К. Григоровича, митрофорного протоиерея, возвратился в Гомель и занял его священническое место в сане протоиерея Петропавловской церкви.Именно здесь, в Петропавловской церкви Николай Петрович Румянцев выражал желание быть похороненным. И хотя смерть застала его 3 марта 1826 года в Петербурге,
прах был перевезен в Гомель и предан земле в построенном им храме Святых апостолов Петра и Павла, в левкой стороне от главного Престола. Отпевая графа Н. П. Румянцева, настоятель церкви И. И. Григорович, любимый воспитанник графа, знаменитый впоследствии археолог, трогательно засвидетельствовал заслуги усопшего перед Отечеством и наукой. Вот как опи­сано место захоронения Н. П. Румянцева в книге Л. Виноградова "Гомель, его прошлое и настоящее", изданной в 1900 году: "В правом крыле ея (соборной церкви) придел во имя Святителя Николая Чудотворца, а в левом, за простою решеткою, можно сказать, убогою решеткою, могила строителя храма. Над ней памятник, исполненный знаменитым итальянским ваятелем Антонием Кановой , поставленный братом покойного: четырехсторонний пьедестал, отделанный черным мрамором, и на нем бюст из меди, изображающий графа Н. П. Румян­цева; подпись трогательно характеризует усопшего: "Воздал Божие Богови, Кесарева Кесареви,Отечеству любовью и жертвами". Подле постамента бронзовое изваяние, олицетворяющее Богиню Мира с масличной ветвью и жезлом в руках, ногами она попирает змея, изображающего злобу врага. Эта статуя исполнена помысли С. П. Румянцева (брата усопшего) в воспоминание мирных трактатов: Абосского в 1743 году; заключенного его дедом Александром Ива­новичем; Кайнароджийского в 1774 году, заключенного его отцом Петром 1 Александровичем; и Фридрихсгамского, подписанного братом (Николаем Петровичем) в 1809 году.Перед памятником в деревянном ларце серебряный венок, возложенный на могилу канцлера от Московского Архива Министерства Иностранных дел.
Стены над могилой увешаны образцами старого русского письма; между ними копия с картины Корреджо "Святое семейство" и слабое подражание Рафаэлевской "Мадонне".С кончиной Н. П. Румянцева-храмоустроителя, Сергей Петрович Румянцев по завещанию брата в 1828 году заложил имение в казну, а в 1831 году умер. По смерти С. П. Румянцева закончился род Румянцевых-Задунайских.
Как выморочное, имение поступило в казну в 1837 году. Усадьба Румянцевых, в том числе и церковь Святых апостолов Петра и Павла были приобретены у казны фельдмаршалом Иваном Федоровичем Паскевичем-Эриванским в 1837 году. Император Николай Павлович, ценя победы, одержанные графом И. Ф. Паскевичем-Эриванским, князем Варшавским, подписал Указ о пожаловании ему еще одной части местечка Гомель, а в 1855 году усадьбу унаследовал сын Ф. И. Паскевич-Эриванский. В 1872 году церковь была утверждена собором, а через 3 года в нем был освящен придел в честь Святителя Николая. В 1857 году в гости к Паскевичам приезжал император Александр II с супругой Марией 1 Александровной. Император
Николай Павлович приезжал в Гомель несколько раз, останавливался во дворце Паскевичей и бывал в соборе Петра и Павла. Здесь бывали великие князья Константин, Михаил и наследник Николай Николаевич. Собор также посещали знаменитые люди, философы и литераторы.
Последняя владелица Гомельского имения Ирина Ивановна Паскевич вместе с мужем, Ф. И. Паскевичем-Эриванским прибыла в Гомель в 1856 году. Она I происходила из знатного рода Воронцовых-Дашковых, имела блестящее образование. Ирина Паскевич посвятила себя благотворительной деятельности. На частные средства Паскевичей строились приходские школы, училища, приюты в Гомеле и округе. Строились каменные здания: больницы - глазная, гинекологическая, госпиталь в Гомеле, аптека. Ирина Ивановна содержала
приют для девочек-сирот, музыкальный салон для одаренных детей-сирот, приют-богадельню для пожилых людей. Обеспечивала образование одаренным и наиболее способным детям. В дореволюционной России благотворительность была обычным явлением для многих богатых людей, но щедрая благо- творителыюсть Паскевичей поражала воображение современников.
Особый размах благотворительность И. И. Паскевич приобрела после смерти мужа, погребенного в фамильном склепе-усыпальнице в 1903 году. По описанию современников, эта набожная худенькая и теряющая зрение женщина вела скромный, почти монашеский образ жизни, всегда носила темную одежду с белым воротничком и была похожа на учительницу. Не имея детей, все свое существование Ирина Ивановна подчинила Гомелю, строительству зданий, водопровода, обустройству города. Она не оставалась безучастной к судьбе каждого обратившегося к ней человека, который нуждался в ее помощи. Особое внимание, кроме детей-сирот, Ирина Паскевич уделяла инвалидам войны, семьям погибших, выплачивая им пособие. Работники Добрушской фабрики обеспечивались жильем. В 1915 году овдовевшую княгиню специально посетил Российский император Николай II, находившийся в ставке в
Могилеве. Гомельчане очень любили княгиню за великое милосердие и тепло, исходящее из ее сердца. Княгиня оказывала помощь Красному Кресту, раненым. Ирину Паскевич называли уважительно "княгинюшка", "наша Ирина". В конце XIX века в ее честь была названа улица Ирининская, которую в 20-х годах, как "старорежимную", переименовали. Революцию 1917 года княгиня встретила спокойно. Собрав все списки движимого и недвижимого имущества, Ирина Паскевич на 3-й день революции отнесла их в Ревком. Переселившись в квартирку недалеко от дворца, слабая слепнущая княгиня со служанкой прожила там до 14 апреля 1925 года.
Проводить ее в последний путь пришло множество людей, среди них были бывшие воспитанники - знатные люди города.
Хоронить Ирину Ивановну Паскевич должны были в фамильном склепе, рядом с мужем, но похоронили в ее поместье, на некрополе, с правой стороны Петропавловского собора, рядом с приделом Святителя Николая, в простом черном гробу. В 1930 году останки княгини перезахоронили, и место захороне-ния знаменитой княгини гомельчанам неизвестно.
Сохранился портрет Ирины Ивановны Паскевич работы французского художника Ипполита Робийяра.
К 1907 году Петропавловский собор получил первого епископа - Митрофана, викария Могилевской епархии. И с началом нахождения в нем кафедры правящего архиерея стал называться кафедральным.
Наступило время безбожной власти, когда православный храм был не-однократно на грани уничтожения. Однако выстоял собор и во время революции, когда рушили культовые здания, когда по росчерку пера могли в один момент превратить собор в руины. Пережил Петропавловский собор и годы репрессий, и период Великой Отечественной войны. Не разрушили его и не стерли с лица земли, хотя неоднократно стремились перестроить и использовать храм не по назначению. Простояв несколько лет в бездействии, в 1935 году по решению Гомельского городского руководства храм был реставрирован. Собор Петра и Павла претерпел значительные изменения: была разрушена колокольня, сорваны кресты, сброшены колокола, разграблена богатая церковная утварь, иконы. Вместе со святыми мощами были уничтожены и настенные фрески, росписи.
В 1935 году в Петропавловском кафедральном соборе разместили отдел исторического музея, а в 1939 году - антирелигиозный отдел, который находился в нем вплоть до Великой Отечественной войны.
После вывоза и эвакуации музея собор пустовал недолго. Во время немецкой оккупации стараниями верующих и архимандрита Серафима (Шахмуть) собор был открыт, выполняя свое назначение - Дома молитвы ко Господу. Пастырское служение в нем продолжал нести ныне прославленный в лике святых свя-щенномученик архимандрит Серафим (Шахмуть). Была построена небольшая колокольня, в 1949-1951 годах был произведен капитальный ремонт, отмыты и обновлены сохранившиеся росписи.
В послевоенное время собор являлся центром Первого Гомельского благочиннического округа. По Указу архиепископа Минского и Белорусского Питирима с декабря 1957 года настоятелем Свято-Петропавловского собора служил протоиерей Копычко Василий Данилович, вторым священником -протоиерей Гладыщук Степан Николаевич, диаконом - Харик Федор Дмитриевич.
С наступлением "хрущевских времен" церкви закрывались повсеместно. Решением Гомельского областного Совета депутатов трудящихся №444 от 9 июня 1960 года "Об изъятии здания Гомельского Петропавловского собора под планетарий и маятник Фуко", храм был закрыт. В том же решении было указано, что "в 1941 году религиозное общество захватило здание музея и по настоящее время использует его под молитвенные цели". Последняя Божественная Литургия была отслужена 30 октября 1960 года. С этого дня собор Святых апостолов Петра и Павла был закрыт, а церковная утварь, Евангелие, Евхаристическая Чаша, священные сосуды и несколько икон были перенесены в Свято-Никольскую церковь. Голгофа и некоторые другие иконы были перевезены в деревню Головинцы. После закрытия Свято-Петропавловского собора группа прихожан безуспешно обращалась
к местным властям с просьбой возвратить верующим собор. Их письменные и устные просьбы остались без удовлетворения.
Перестроив собор внутри, культовое здание превратили в планетарий, установив там маятник Фуко. Но недолго просуществовал планетарий в соборе. С самого открытия 2 мая 1962 года планетарий не окупал себя и был закрыт в 1985 году. С этого времени Свято-Петропавловский кафедральный собор пустовал и разрушался от бездействия.
В возвращении Петропавловского кафедрального собора к его исконному предназначению принимали активное участие многие люди и простые граждане, и видные деятели науки и культуры. Но особая заслуга в том принадлежит Марии Богуш и её единомышленникам.




Добавить комментарий >>
Ваше имя:
           
Комментарий:
3+1=
*
Введите сумму двух чисел.


  • Информация
  • Виза
  • Таможня
  • Погода, климат