Сложно найти в Иране другой город, в котором так хорошо сохранилась бы древняя атмосфера базара. Здесь по-настоящему понимаешь, что восточный базар - это не просто "купи-продай", не банальное кишение человеческих тел (хотя посетителей здесь в бойкое время немало), не грубая жажда обогащения, а великое таинство. Базар можно сравнить с человеческой душой - трудно не запутаться в его многочисленных проходах и переходах, трудно понять, откуда исходит этот чудесный аромат, сложно не остановится и не рассматривать великолепие тончайшой работы на резных деревянных воротах, или лучи света, струяшиеся из куполов, защищающих от зноя галерею базара - пусть вас, зеваку, все время и толкают в спину.
Вот возле выхода на площадь Мейдон-е Фейз древняя мечеть по имени Мир Амад, построенная почти семьсот лет назад сельджукским правителем Джаханшахом Кара-Коюнлу и его министром хаджой Емададдином Махмудом. Уникален по красоте вход в мечеть (...), что соседствует с торгующим тут же добродушным народом. Если пройти внутрь под воротами, вы попадете в небольшой дворик, наполненный светлой, непонятно откуда взявшейся печалью. Трехпалые листья инжирных деревьев склоняются над маленьким водоемом, смотритель, старик-афганец, укрывшийся здесь не то от войны, не то от самого времени, читает Коран вслух прямо во дворе, водя столетними заскорузлыми пальцами по строкам Божественного писания. Он с удовольствием откроет для вас мечеть, и вы сможете осмотреть кафедру ("минбар"), ровестницу самой мечети, покрытый глазурными узорами. На каменных табличках на стенах мечети выгравированы имена множества падишахов Ирана, чванливых, гордых и благородных, смиренно ушедших в небытие.
Прямо на базаре расположены и традиционные мастерские ремесленников, многие из которых сохранились с глубокой древности: мастерская медника с нишами в полу в форме раличных сосудов, в которые заливается расплавленый металл; красильня, удушливая атмосфера которой напоминает "Детство" Горького; огромный каменный жернов для перемалывания зерна, к которому – свидетельство современности – приделан электромотор. Самое интересное, что все это не является музейными экспонатами, а реально используется до сих пор. В мастерские можно свободно заходить, беседовать с хозяином, фотографировать обстановку и - если повезет - сам рабочий процесс.