Римский Форум – это вторая по значимости после Колизея достопримечательность Рима, которую мечтают посетить все без исключения гости столицы Италии.
На территории между холмами Эсквилин, Палатин и Капитолий, занимающей площадь более 500 квадратных метров, когда-то было непроходимое болото, на осушение которого была потрачена масса средств и усилий. Когда на холмах еще существовали разрозненные поселения, на территории будущего Форума были построены первые торговые ряды.
Римский Форум стал застраиваться арками, колоннами, храмами, базиликами, военными трофеями, роскошными скульптурами и живописными фонтанами – частично все это великолепие можем лицезреть и мы с вами, несмотря на то, что уже более 2 тысяч лет. В храмах шли богослужения, под триумфальными арками проезжали полководцы-победители, а сегодня по Римскому форуму бродят лишь группы туристов.
Победы в войнах римляне отмечали возведением монументальных триумфальных арок (обычай, заимствованный у этрусков). Большинство арок строилось из камня; в ознаменование менее значительных событий возводились временные сооружения. Барельефы на арках изображают сцены сражений. Лучше других сохранилась арка Константина, появившаяся в 315 году после победы над Максенцием, оспаривавшим власть Константина Великого в империи.
Римляне поклонялись множеству богов, но особого почитания удостаивались лишь немногие. К числу «избранных» относилась Веста – богиня домашнего очага, которую римляне воспринимали как покровительницу всего народа. Храм Весты появился на Римском форуме, судя по всему, еще в IV веке до н. э. Символом богини был огонь; жрицы Весты – весталки – должны были постоянно поддерживать его в храме.
Весталку, не справлявшуюся с этой обязанностью, наказывали кнутом и изгоняли из храма, а иногда и заживо погребали. Согласно обычаям, вновь зажечь огонь можно было только от солнечных лучей, отраженных особым зеркалом. Входить внутрь храма, кроме весталок, имел право лишь верховный жрец империи. Здесь он приносил жертвы пенатам – духам, которые, как и Веста, считались хранителями домашнего очага.
Праздник богини отмечали 9 июня – в этот день перед храмом собирались женщины, приносившие в дар Весте миски и кувшины с едой. Римляне верили, что пока эта богиня покровительствует им, стране ничто не грозит.
Недалеко от храма стоял дом весталок; в нем жили шесть жриц, обязанных хранить девственность. Жрицам, отличившимся особыми заслугами, ставили памятники. Эти каменные изваяния и сегодня сохранились на месте, где некогда был внутренний двор дома весталок.
Одним из самых внушительных сооружений Римского Форума являлся храм Сатурна. Сохранившиеся детали перекрытий, восемь колонн и нижняя часть здания позволяют составить представление о том, насколько грандиозной была эта постройка. Храм, возведенный в V веке до н. э., неоднократно перестраивался; дошедшие до нас фрагменты относятся к III веку н. э.
Сатурн особенно почитался простолюдинами и рабами – возможно, потому, что в мифическое время его господства не существовало частной собственности и все люди жили в достатке. Празднества в честь Сатурна – сатурналии – проходили между 17 и 23 декабря. В эти дни аристократы и зажиточные римляне вместо дорогих тог облачались в одежды из простой грубой ткани, как бы вспоминая об утраченном равенстве людей.
Во время сатурналий прекращались военные действия и закрывались суды, чтобы никто не мог быть приговорен к смерти. Люди дарили друг другу множество подарков, в том числе обрядовые сувениры – восковые свечи и глиняных кукол. По мнению некоторых историков, обычай класть подарки под елку на Рождество восходит именно к римским сатурналиям.
На Римском форуме была установлена ростра – ораторская трибуна, с которой обращались к народу императоры и сенаторы. Ее название, происходящее от слова «rostrum» (в переводе на русский – нос), связано с украшавшими трибуну носами неприятельских кораблей, добытыми во время битвы при Анциуме в 338 году до н. э.
В 43 году до н. э. здесь были выставлены на всеобщее обозрение голова и руки Цицерона, убитого по указанию триумвира Антония за провозглашение филиппик – речей, резко критиковавших его правление.