Баптистерий находится в центре Пармы, на Соборной площади (piazza del Duomo), рядом с Кафедральным собором.
Работы по возведению баптистерия велись под руководством зодчего Бенедетто Антелами (около 1150 – около 1230). На портале сохранилась надпись, что декоративное оформление баптистерия было начато в 1196 году. Точную дату завершения работ долгое время было сложно установить. Лишь недавно были открыты документы, пролившие свет на историю возведения здания. Источники того времени сообщают, что к 1216 году сооружение поднималось до второго яруса галерей, над которым была размещена временная крыша. По политическим причинам (из-за разногласий с синьором Вероны, Эццелино III да Романо) были приостановлены поставки розового веронского мрамора. Работы по возведению верхних ярусов здания возобновились в 1249 году. Строительство было завершено к 1270 году, когда баптистерий был освящён. Как полагают специалисты, несмотря на растянувшиеся почти на сто лет работы, первоначальный проект Антелами не подвергся изменениям.
В нижнем ярусе, в трёх из восьми сторон здания, открываются полукруглые арки порталов. Другие пять сторон украшены ложными арками, повторяющими размеры арок порталов. Порталы богато декорированы рельефами, люнеты порталов, предположительно, выполнены самим Антелами. Люнет портала Богоматери украшает «Поклонение волхвов», люнет Судного портала – «Страшный суд», люнет портала Жизни – «Легенда о Варлааме». Нижний ярус также украшен фризом из плиток с рельефными изображениями животных. Над нижним ярусом поднимаются четыре яруса галерей с арками прямоугольной формы. Ещё выше расположена аркада из более узких ложных арок. Архитектурные элементы, использованные при строительстве баптистерия, принадлежат романскому стилю, но им придано новое звучание: вертикальное развитие, ритмичность, пропорции – всё это предвосхищает готику.
Внутреннее пространство баптистерия характеризуется 16 аркадами. Ниши аркад расписаны фресками 13 - 14 веков. Над баптистерием поднимается купол-зонтик, разделённый шестнадцатью ребрами на сегменты, в которых написаны изображения святых в итало-византийской манере (темпера, вторая половина 12 века). Каждая нервюра (или ребро) опирается на колонну.
Внутри и снаружи баптистерий богато украшен скульптурными произведениями переходного от романского к готическому стилю (орнаменты из ложных арок, капители колонн, архивольты, архитравы и др.). На люнетах внутренних порталов изображены библейские сцены: «Бегство в Египет», «Явление в храме», «Царь Давид, играющий на арфе». Внутри баптистерия также привлекает внимание горельеф с изображениями месяцев и сезонов (начало 13 века). Вероятно, эта работа должна была украшать собор, но цикл остался незавершенным (скорее всего, из-за смерти Антелами). Манере исполнения мастерской Антелами свойственны чёткая проработка деталей, натуралистичность в изображении предметов, растений. Купель баптистерия восходит к концу 15 века (по иным источникам – к концу 13 века).